18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

От агитационного лубка до пророческих видений: трагедия «Великой войны» глазами художников

Русский музей одним из первых среди отечественных музеев откликнулся на 100-летний юбилей Первой мировой.

Историческая выставка в художественном музее всегда риск. Делать проект, посвященный трагедии планетарных масштабов, — риск вдвойне. Русский музей смело вступил в бой с правдой жизни за правду искусства, решив показать юбилейный проект Первая мировая война. 1914–1918, созданный в основном из собственного собрания живописи, рисунков и печатной графики того времени. Задачу музейщиков отчасти облегчает тот факт, что мы находимся в сложном процессе переоценки «Великой войны», как ее теперь снова стали называть, вспомнив определение 100-летней давности. Сложным по той причине, что не получится напрочь отвергнуть все советские трактовки «империалистической» войны и заменить их войной «патриотической», про игранной исключительно по вине злокозненных большевиков.

Кроме того, невозможно рассматривать произведения, созданные во время Первой мировой и ей посвященные, вне контекста всего, что произошло в ХХ веке: мировая война — это всегда запредельные ужасы, смерть и страдания миллионов людей. И в этом контексте неоклассицистические портреты офицеров Василия Шухаева, рисунок Павла Филонова Мотоциклисты старой армии, не говоря уже о шапкозакидательных лубках Казимира Малевича и Владимира Маяковского, интересны более исследователям этих художников, чем широкой публике и тем более военным историкам.Иное дело, альбомы Наталии Гончаровой Война. Мистические образы войны и Ольги Розановой Война с текстами Алексея Крученых, которые потрясают своими пророческими предвидениями. Альбомы эти неоднократно выставлялись, но именно здесь они станут смысловым центром выставки. Достаточно назвать листы Братская могила; Ангелы и аэропланы; Град обреченный Гончаровой или На смерть; Битва в трех сферах (на суше, на море и в воздухе); Во время расстрелаРозановой. С этими двумя альбомами рифмуется и витебская серия 1914 года Марка Шагала — портрет прифронтового города: много военных, носилики, на которых несут раненого, люди, запасающие продукты.

Эпиграфом к выставке, где будет около 250 произведений (помимо упомянутых художников, картины и рисунки Кузьмы Петрова-Водкина, Николая Рериха, Павла Филонова, карикатуры Николая Ремизова (Ре-Ми), плакаты Константина Коровина, Леонида Пастернака, Абрама Архипова и других), Русский музей беспроигрышно выбрал картину Павла Филонова Пир королей — метафорический портрет национальных лидеров, затеявших передел мира. В качестве постскриптума просится также филоновское Перерождение интеллигента (Перерождение человека). Первая картина относится к 1913 году, вторая — к 1915-му. Через год после начала Великой войны эйфорические надежды на быструю победу исчезли во всех странах — участниках мировой бойни. К этому времени в России прекращают печатать лубки. Из дательства, работавшие на их тиражирование, закрываются. После октября 1917 года наступает уже другая эпоха.
Государственный Русский музей
Первая мировая война. 1914–1918

Санкт-Петерб ург
4 июня — 11 августа

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+