Один из самых известных мировых музеев не боится пускать посторонних в святая святых — свои запасники. Время от времени он предлагает знаменитостям из разных сфер выбрать на свой вкус объекты из постоянной коллекции музея и сделать из них выставку. В качестве кураторов-любителей уже засветились американский художник Эд Руша — его проект назывался «Древние украли все наши идеи!» и британский керамист и писатель Эдмунд де Вааль.
Недавно этот список пополнили американский режиссер Уэс Андерсон и его жена, писательница и дизайнер одежды Джуман Малуф. 6 ноября в музее открылась придуманная ими выставка «Мумия землеройки в гробу и другие сокровища».
Накануне открытия один из кураторов музея Джаспер Шарп рассказал: «Эта выставка не будет похожа ни на одну из тех, которые мы делали прежде. Мы сделали Уэсу и Джуман уникальное, но несколько ошеломляющее предложение: изучить все предметы в нашей коллекции — египетские мумии, греческие и римские древности, картины старых мастеров, кунсткамеру, императорскую сокровищницу, драгоценности короны, этнографические объекты, сани и кареты, костюмы...»
Судя по всему, воображение автора «Поезда на Дарджилинг» и «Отеля „Гранд Будапешт“» больше всего поразили именно этнографическая часть собрания и всевозможные курьезы, накопленные поколениями Габсбургов. Под выставку освободили один из залов кунсткамеры — раздела, с которого, собственно, и началась коллекция музея. В собрании императорской династии хитроумные музыкальные автоматы соседствуют с акульими зубами, которые в Средневековье принимали за окаменевшие языки драконов. Примерно такой же причудливый хаос царит и в экспозиции Андерсона и Малуф. Выделенный им зал они разбили на восемь небольших боксов с нишами-витринами. Объекты всех времен и народов выставлены бок о бок, без этикеток, совсем как в старинных кунсткамерах, — словно в пику академичной и насыщенной подробнейшими пояснениями выставке Питера Брейгеля, проходящей этажом выше. Резные деревянные статуи средневековых святых соседствуют с резными же африканскими скульптурами — как говорится, найдите десять отличий. При этом никакой логики в выборе тем для разных частей экспозиции не прослеживается. В одной все предметы — исключительно зеленого цвета: малахитовые шкатулки, платья оттенка изумруда и т. д. Другая от пола до потолка увешана детскими портретами. Третья посвящена животным: именно там нашлось место для египетской мумии землеройки (IV век до нашей эры), давшей название проекту. Иногда создается впечатление, что кураторы собирали не столько выставку, сколько реквизит для будущего фильма: портреты «волосатого человека» и его детей кисти неизвестного мастера, современника Веласкеса, легко себе представить в интерьерах, к примеру, жилища семейки Тененбаум.
Сам дизайн экспозиции изобилует недвусмысленными отсылками к визуальному языку картин Андерсона. Его страсть к симметрии и яркому цвету узнаются с первого взгляда. У каждой комнаты свое цветовое решение, а ниши с экспонатами выстраиваются в сложные фигуры наподобие узоров калейдоскопа. Ключа к своему лабиринту кураторы зрителю намеренно не оставили: работая над выставкой, они принципиально не давали интервью и даже не появились на пресс-конференции в день открытия. Выход один — положиться на интуицию и разгадывать загадки голливудского чародея, дав полную волю фантазии.
Выставка «Мумия землеройки в гробу и другие сокровища» проходит в Музее истории искусств до 28 апреля 2019 года.