18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Нью-Йорке началась неделя искусства ХХ века

Ожидается, что серия аукционов искусства от импрессионистов до наших дней принесет аукционным домам как минимум $1,8 млрд

В воскресенье, 11 ноября, в Нью-Йорке стартовала традиционная серия аукционов искусства от импрессионизма до наших дней, организованных Christie’s, Sotheby’s, а также Phillips (в части современного искусства). Хотя на продажу выставлены произведения Клода Моне и Винсента ван Гога 1880-х годов, а также работы, созданные в 2000-е, в последнее время главные торги осени получили название «неделя искусства ХХ века в Нью-Йорке», так как основные события в ближайшие дни действительно будут связаны с работами Василия Кандинского, Пабло Пикассо, Фрэнсиса Бэкона, Джексона Поллока, Жан-Мишеля Баскиа и других мастеров прошлого столетия; именно здесь следует ожидать новых рекордов и громких продаж.

Первым в аукционную гонку вступил Christie’s, который воскресным вечером 11 ноября выручил $279,2 млн на торгах импрессионизма и модернизма. Самой дорогой стала картина «Пруд с кувшинками» Клода Моне, которую продали за $31,8 млн при эстимейте $30–50 млн. Втрое выше эстимейта — за $15,5 млн — новый владелец приобрел большой зимний пейзаж Моне «Эффект снега в Живерни». Еще один топ-лот аукциона — «Лампа» Пабло Пикассо, предварительно оцененная в $25–35 млн, — ушел за $29,5 млн. На этой картине 1931 года изображена его тогда еще тайная любовь — Мария-Тереза Вальтер, а в целом произведений художника на этих торгах было продано почти на $90 млн.

Часть собрания владельцев преуспевающего бизнеса по продаже одежды и швейных машинок Герберта и Адель Клэппер, коллекционировавших старых мастеров и импрессионистов, принесла Christie’s более $40 млн. Редкая по качеству скульптура музейного уровня «Склоненная фигура» Генри Мура (эстимейт $8–12 млн), принадлежавшая А. Джеральду Перенкио, миллиардеру и владельцу крупнейшей испаноязычной телекомпании США, приобретена за $9,3 млн.

Главная интрига воскресного аукциона, связанная с полотном Винсента ван Гога «Угол сада и бабочки» (1887), так ею и осталась. На картину, которую называли самой дорогой работой художника парижского периода из когда-либо выставлявшихся на аукцион, покупателя не нашлось.

Вечером 12 ноября импрессионистов и модернистов будет продавать Sotheby’s, где, кроме уже знакомого набора имен в каталоге (Клод Моне, Пабло Пикассо, Генри Мур), мы обнаружим среди топ-лотов произведения авангардиста Василия Кандинского, фовиста Мориса де Вламинка и крупнейшего представителя австрийского экспрессионизма Оскара Кокошки. Импровизация Василия Кандинского на сюжет «Страшного суда» выставлена с оценкой $22–35 млн, портрет знаменитого коллекционера произведений сюрреализма Эдварда Джонса, написанный Рене Магриттом, предварительно оценивается в $15–20 млн, а монументальная пастель Жоана Миро — в $7–10 млн. Наконец, специальная секция аукциона под названием «Красивое и проклятое: радикальное искусство великой войны» приурочена кураторами аукционного дома к 100-летию с момента окончания военных действий Первой мировой. В эту тематическую подборку включены произведения американца Марсдена Хартли и немецкого экспрессиониста Людвига Майднера, которые могут установить новые рекорды цен для этих художников, если только специалисты Sotheby’s не потеряли связь с реальностью, выставив столь высокие эстимейты этим работам. Так, предварительная оценка картины Хартли «Довоенный карнавал» (1913) составляет около $30 млн, хотя предыдущая продажа на Сhristie’s работы художника того же берлинского периода — всего $6,3 млн в 2008 году. Старший вице-президент и глава вечерних торгов Джулиан Доуз отмечает, что «вне музейных коллекций произведений этих художников такого же уровня просто нет, и, вероятно, другой такой возможности приобрести их больше никогда не представится».

Эстафету у импрессионистов и модернистов примут мастера послевоенного искусства, чьи произведения будут продавать 13–15 ноября на торгах Christie’s, Sotheby’s и Phillips. Кульминацией недели станет распродажа коллекции Барни А. Эбсуорта на Christie’s, которую в ходе промотура торгов по Европе, Азии, Великобритании и США уже назвали «самой выдающейся коллекцией американского искусства ХХ века за всю аукционную историю». Среди топ-лотов вечернего аукциона Christie’s 13 ноября под названием «Американская обитель» (An American Place — там сам коллекционер назвал свой особняк в Сиэтле) — произведения Джексона Поллока, Виллема де Кунинга, Джоан Митчелл и Джорджии О'Киф. Жемчужиной коллекции считается работа Эдварда Хоппера «Рагу по-китайски» 1929 года (предварительная оценка около $70 млн). В 2012–2013 годах картина была включена в число экспонатов ретроспективы Хоппера в парижском Гран-пале. Руководствуясь принципом «качество, качество и еще раз качество», предпринимателю удалось собрать выдающуюся коллекцию американского модернизма, многие из работ собрания при жизни владельца неоднократно выставлялись в крупнейших музеях. Работа Виллема де Кунинга «Женщина и пейзаж» (1955) выставлена на торги с предварительной оценкой около $60 млн. Сегодня, когда наиболее значительные творения де Кунинга находятся в музейных собраниях, появление такой работы на торгах — это уникальная возможность для коллекционеров приобрести одно из немногих оставшихся в частных руках знаковых произведений художника. «Композиция с красными мазками» была создана Джексоном Поллоком в 1950 году, на пике его творческой активности (эстимейт около $50 млн), в новаторской художественной технике. Другие работы серии на сегодняшний день находятся в собраниях МоМА, Метрополитен-музея и Национальной галереи искусства.

В среду, 14 ноября, состоится аукцион современного искусства Sotheby’s, организаторы которого намерены выручить около $30 млн за «Абстрактное полотно» (1987) Герхарда Рихтера, несмотря на то что всего месяц назад, на лондонских торгах Christie’s в октябре, его же картина не была продана даже за $12 млн. Нельзя не отметить и несколько работ Жан-Мишеля Баскиа из анонимной коллекции. Самая дорогая картина из этой подборки — «Без названия (Жареная курица)» 1982 года — оценивается в $25 млн, а стоимость всей коллекции около $40 млн. Трудно придумать лучшее время для продажи, чем сейчас, когда в парижском Фонде Louis Vuitton проходит ретроспектива художника. Одна из любопытнейших работ на аукционе — картина «Такси, угол 45-й и Бродвея», результат совместного творчества Баскиа и Энди Уорхола из коллекции Джанни Версаче. Эффектная картина с красивыми историей и провенансом осторожно оценена в $6–8 млн.

Завершают серию торгов в Нью-Йорке вечерние аукционы Phillips (17:00) и Christie’s (19:00) в четверг, 15 ноября. Подборку аукциона искусства ХХ века и современных работ Phillips возглавляют произведения Жоана Миро (эстимейт $12–18 млн), Альберто Бурри ($10–15 млн) и Жана-Мишеля Баскии ($9–12 млн). Впрочем, главная гордость аукционного дома на этот раз — знаменитая работа Джексона Поллока «Номер 16» (1950), впервые выставленная на торги. В 1950 году ее приобрел Нельсон А. Рокфеллер всего за $306. Картина была включена в четвертую монографическую выставку Поллока в галерее Бетти Парсонс рядом с другими его самыми известными полотнами, которые были раскуплены крупными музеями всего мира. «Номер 16» был подарена Рокфеллером Музею современного искусства Рио-де-Жанейро в 1952 году, где она находилась до настоящего момента, когда музей все-таки принял решение продать картину, чтобы закрыть дефицит бюджета. Ожидается, что за первоклассное произведение удастся выручить от $18 до 25 млн.

Главным украшением вечернего аукциона послевоенного и современного искусства Christie’s стала вынесенная на обложку каталога работа Дэвида Хокни 1972 года. «Портрет художника (Бассейн и две фигуры)» оценивается в $80 млн, смелая заявка аукционного дома на новый рекорд цены для художника (текущий — $28,4 млн — был установлен в мае этого года). Столь впечатляющий эстимейт можно объяснить как стопроцентной узнаваемостью картины (тут сразу два знаковых для Хокни сюжета — бассейн и двойной портрет), а также тем, что после ретроспективы художника в Метрополитен-музее в феврале этого года аукционная доходность его произведений выросла на 225% за первые шесть месяцев 2018 года. Среди топ-лотов также «Смеющаяся Генриетта Мораес» (1969), портрет натурщицы кисти Фрэнсиса Бэкона из коллекции покойного Сэмюэла Ирвинга (С.И.) Ньюхауса, медиамагната, владельца издательского дома Conde Nast. Работа предварительно оценена в $14–18 млн и имеет все шансы уйти по верхней границе эстимейта, судя по тому, что в октябре в Лондоне картина Бэкона была продана за £17,5 млн.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+