18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Семья ван Кампен кисти Халса воссоединилась после долгой разлуки

В Музее искусств Толидо в штате Огайо экспонируются три портрета работы Халса, оказавшиеся частями одной картины

Благодаря усилиям реставраторов портреты семейства ван Кампен, которые Франс Халс написал около 1623 года, впервые за несколько веков снова оказались вместе на выставке, открывшейся в США этой осенью. Обнаружив фигуру маленькой девочки во время расчистки картины из коллекции Королевских музеев изящных искусств Бельгии в Брюсселе, специалисты пришли к выводу, что три портрета из разных собраний когда-то были частями одного большого полотна.

На выставке «Портреты Франса Халса. Воссоединение семейства» в Музее искусств Толидо (до 6 января) представлены два произведения, которые уже давно считаются частями одной картины: «Портрет семейства ван Кампен в пейзаже» (около 1623–1625) из коллекции самого огайского музея и недавно отреставрированное и переименованное в «Дети семьи ван Кампен с запряженной козой» полотно из брюссельского музея, а вдобавок — «Голова мальчика», портрет более скромных размеров из частной коллекции.

Ученые полагают, что картины разлучили в начале XIX века. Толидское полотно, изображающее родителей и семерых из их 14 детей (в том числе младенца, которого позднее добавил художник Саломон де Брай), и брюссельский холст с тремя (с половиной) детьми были выставлены на продажу в 1810 году как два отдельных произведения.

Старший куратор отдела европейской и американской живописи и скульптуры Музея искусств Толидо Лоуренс Николс, организовавший выставку совместно с куратором нидерландской живописи XVII века Королевских музеев изящных искусств Бельгии Лизбет Де Бели, говорит, что к разделению композиции могло привести повреждение оригинальной картины. Большие срезы по краям «Головы мальчика» и потертости, обнаруженные в нижней части брюссельского полотна, могут свидетельствовать о том, что она некоторое время простояла в воде.

Реставрация брюссельской картины велась с 2011 по 2016 год под руководством Де Бели и независимого реставратора Катерины ван Херк. Макрорентгенофлуоресцентное сканирование подтвердило наличие позднейших записей, добавленных уже после смерти Халса. Получив результаты анализа поперечного среза красочного слоя, картину решили расчистить. Так реставраторы открыли в правом верхнем углу нечто «совершенно ошеломительное». «Это был глаз!» — рассказывает Николс. В дальнейшем оказалось, что под слоем записей была скрыта половина фигуры девочки, повернувшейся к кому-то слева от себя. А зацепкой, связавшей ее с «Головой мальчика», стал кружевной воротник девочки, идентичный изображенному рядом с плечом мальчика. Это подтвердило давнюю версию искусствоведа Клауса Гримма о связи между тремя произведениями. Кроме того, расчистка брюссельской картины обнаружила юбки двух фигур с работы из Толидо. Вместе с тремя полотнами на выставке представлены изображения, связанные с реставрацией брюссельской картины, а также реконструкция, демонстрирующая, как мог выглядеть изначальный групповой портрет. Кроме того, здесь показаны еще три семейных и один свадебный портрет кисти Халса.

После Толидо выставка отправится в Брюссель, в Королевские музеи изящных искусств (2 февраля — 28 апреля), а затем в парижскую Коллекцию Фрица Люгта.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+