18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Семья ван Кампен кисти Халса воссоединилась после долгой разлуки

В Музее искусств Толидо в штате Огайо экспонируются три портрета работы Халса, оказавшиеся частями одной картины

Благодаря усилиям реставраторов портреты семейства ван Кампен, которые Франс Халс написал около 1623 года, впервые за несколько веков снова оказались вместе на выставке, открывшейся в США этой осенью. Обнаружив фигуру маленькой девочки во время расчистки картины из коллекции Королевских музеев изящных искусств Бельгии в Брюсселе, специалисты пришли к выводу, что три портрета из разных собраний когда-то были частями одного большого полотна.

На выставке «Портреты Франса Халса. Воссоединение семейства» в Музее искусств Толидо (до 6 января) представлены два произведения, которые уже давно считаются частями одной картины: «Портрет семейства ван Кампен в пейзаже» (около 1623–1625) из коллекции самого огайского музея и недавно отреставрированное и переименованное в «Дети семьи ван Кампен с запряженной козой» полотно из брюссельского музея, а вдобавок — «Голова мальчика», портрет более скромных размеров из частной коллекции.

Ученые полагают, что картины разлучили в начале XIX века. Толидское полотно, изображающее родителей и семерых из их 14 детей (в том числе младенца, которого позднее добавил художник Саломон де Брай), и брюссельский холст с тремя (с половиной) детьми были выставлены на продажу в 1810 году как два отдельных произведения.

Старший куратор отдела европейской и американской живописи и скульптуры Музея искусств Толидо Лоуренс Николс, организовавший выставку совместно с куратором нидерландской живописи XVII века Королевских музеев изящных искусств Бельгии Лизбет Де Бели, говорит, что к разделению композиции могло привести повреждение оригинальной картины. Большие срезы по краям «Головы мальчика» и потертости, обнаруженные в нижней части брюссельского полотна, могут свидетельствовать о том, что она некоторое время простояла в воде.

Реставрация брюссельской картины велась с 2011 по 2016 год под руководством Де Бели и независимого реставратора Катерины ван Херк. Макрорентгенофлуоресцентное сканирование подтвердило наличие позднейших записей, добавленных уже после смерти Халса. Получив результаты анализа поперечного среза красочного слоя, картину решили расчистить. Так реставраторы открыли в правом верхнем углу нечто «совершенно ошеломительное». «Это был глаз!» — рассказывает Николс. В дальнейшем оказалось, что под слоем записей была скрыта половина фигуры девочки, повернувшейся к кому-то слева от себя. А зацепкой, связавшей ее с «Головой мальчика», стал кружевной воротник девочки, идентичный изображенному рядом с плечом мальчика. Это подтвердило давнюю версию искусствоведа Клауса Гримма о связи между тремя произведениями. Кроме того, расчистка брюссельской картины обнаружила юбки двух фигур с работы из Толидо. Вместе с тремя полотнами на выставке представлены изображения, связанные с реставрацией брюссельской картины, а также реконструкция, демонстрирующая, как мог выглядеть изначальный групповой портрет. Кроме того, здесь показаны еще три семейных и один свадебный портрет кисти Халса.

После Толидо выставка отправится в Брюссель, в Королевские музеи изящных искусств (2 февраля — 28 апреля), а затем в парижскую Коллекцию Фрица Люгта.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+