Ларец Ядвиги Ягеллонки был изготовлен немецкими мастерами в 1533 году. Он сделан из золоченого серебра с гравировкой и фигурным орнаментом и украшен камеями, множеством драгоценных камней и жемчугом. «Это выдающееся произведение ювелирного искусства, — рассказывает Ольга Костюк, заведующая отделом западноевропейского прикладного искусства Эрмитажа. — Подобного рода предметы XV–XVI веков и ранее — штучные, потому что в те времена, когда украшение выходило из моды, камни вынимали и вставляли в новые изделия, металл переплавляли. Коллекционированием старинных ювелирных изделий тогда никто не занимался». Ларец попал в Россию, когда сын Петра I царевич Алексей в 1711 году женился на Шарлотте Софии Брауншвейг-Вольфенбюттельской. Она была потомком Ядвиги Ягеллонки в восьмом поколении, и ларец стал частью ее приданого. Музейный экспонат нуждался в реставрации, хотя его состояние не было критическим. В итоге ларец фактически разобрали на части, все элементы очистили, восстановили внешнее золочение, воссоздали элементы крепления деталей, зафиксировали эмаль. По словам представителя ювелирного дома Cartier, выступившего спонсором реставрации, выбор пал на ларец по нескольким причинам: его состояние требовало вмешательства специалистов, и это было тем более важно, что речь шла об исключительном предмете, крайне значимом для понимания истории развития европейского ювелирного дела. Для совместных с Эрмитажем реставрационных инициатив Cartier традиционно выбирает хранящиеся в музее ювелирные изделия. Это уже третий проект такого рода. Ранее при поддержке ювелирного дома были отреставрированы уникальная хрустальная лампа, выполненная средневековыми арабскими мастерами, и золотая ароматница, изготовленная в империи Великих Моголов и прибывшая в Петербург в XVIII веке в составе дара шаха Ирана. Объявлено, что презентация реставрационного проекта ларца Ядвиги Ягеллонки в Государственном Эрмитаже состоится 22 ноября.