18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Кому будут давать гранты Министерства культуры, предназначенные на современное искусство?

В формальной процедуре получения средств фактически ничего не изменилось, но эксперты назначены новые.

Втечение всего мая российские некоммерческие организации могли подать в Министерство культуры заявку на грант для реализации проекта в области современного искусства. Гранты выдаются в рамках федеральной программы «Культура России», очередной этап которой рассчитан на 2012–2014 годы. Программа была запущена в 2001 году, среди ее плодов — Московская биеннале современного искусства, а в прошлом спецпроект 0 перформансе. Скромное обаяние кризиса, а также Фестиваль коллекций современного искусства, проводимый Государственным центромсовременного искусства (согласно отчету Минкульта, опубликованному на сайте ведомства). И если поддержка современного искусства (предусмотренная в том числе на нынешнем этапе проекта) казалась естественной в рамках культурной поли тики прошлых лет с характерной риторикой модерни зации и вхождения в мировой культурный мейнстрим, то консервативный поворот, объявленный весной министром культуры Владимиром Мединским, призвавшим «культурно защищаться от «Анти-Европы», вероятно, сулит совсем иной расклад дел в году текущем.

Доля средств от общего бюджета программы (на период 2012–2014 годов это почти 200 млрд руб.), отведенных современному искусству, в этом году выросла по сравнению с предыдущим и составила почти 22 млн руб. (раньше было 20 млн — вопреки обещаниям увеличить сумму грантов в два раза, ее увеличили на 2 млн), рассказал источник в Министерстве культуры. Если в прошлом году, добавил он, размер гранта был фиксированным (2 млн руб.), в этот раз деньги будут начисляться исходя из заявленной сметы каждого проекта. «Максимальная сумма составит все те же 2 млн, минимальная — не ограничена, хотя, по опыту, она может составить порядка 70 тыс.», — подчеркнул он. Отказаться от фиксированной суммы решили, чтобы избежать искусственного подтягивания сметы под размер выделяемого гранта в случае, когда сам проект оценен заявителем дешевле. Для проектов предусмотрен также механизм софинансирования: если часть его оплачивается из внебюджетных источников, то министерство такие инициативы тоже поддерживает, но, возможно, на меньшие суммы.

На грант могут претендовать исключительно некоммерческие организации, которые оформят заявку в соответствии с правилами, изложенными на сайте министерства mkrf.ru. Физическое лицо, желающее получить грант, должно также выступать от имени некоммерческой организации, заручившись ее доверенностью. Заявки принимаются и регистрируются департаментом государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры. Принятые заявки направляются на рассмотрение экспертным советом, ито говый список получателей грантов размещается на сайте министерства. Международный симпозиум «Аланика», проходящий с 2005 года во Владикавказе, выигрывал минкультовский грант уже трижды (с 2011-го) и в этом году также подавал заявку. «Когда формат симпозиума более-менее устоялся, мы обратились за поддержкой в Министерство культуры, — рассказала руководитель проекта Галина Тебиева. — Нас поддерживают уже три года, даря этой поддержке нам удалось расширить и масштаб симпозиума, и географию участников, и сам формат, когда мы на чали привлекать кураторов (в прошлом году проект курировала турчанка Берал Мадра, известная по биеннале в Стамбуле и другим громким проектам. — TANR)». Грант, безусловно, не покры вает всех расходов, часть денег выделяет ГЦСИ, часть — Министерство культуры Северной Осетии, а оставшиеся поступают из частных источников.

В формальной процедуре получения средств по сравнению с прошлыми этапами программы фактически ничего не изменилось. Что касается критериев отбора,то упор, согласно официальным документам, будет делаться на развитие проектов, «ориентированных на поиск и эксперимент» и примене ние современных мультимедийных технологий. Двенадцать итоговых проектов отберет экспертный совет по распределению грантов, состав которого в этом году был обновлен. За современное искусство будут отвечать театральный продюсер и ректор Воронежской академии искусства Эдуард Бояков, а также скульптор, автор интерьеров Музея космонавтики и реконструкции Аллеи воинской славы на Поклонной горе Салават Щербаков.

«Современное искусство — вещь тонкая, и угодить всем очень сложно, — заявил источник в министерстве в ответ на вопрос о возможных предпочтениях членов совета. — Оно на то и современное, что не все его понимают. Если специалисты в состоянии уловить суть тех или иных проектов, то общественность, больше выступающая за традиционные ценности и культуру, не может до конца оценить результат, и резонанс бывает не очень приятный».

По его словам, совет, который сейчас создан, будет ориентирован на «современность и инновационность», но в рамках того, чтобы это было ближе к  традиционным представлениям о культуре. «Думаю, проекты, которые отберут, будут более классические», — резюмировал он.

МНЕНИЕ

Эдуард Бояков
Ректор Воронежской академии искусства, член экспертного совета при Министерстве культуры РФ

Подобные грантовые формы — важнейшая часть культурной политики. Бывает такое, что существует какая-то государственная структура, а рядом с ней фонд или некоммерческое партнерство, которые и пишут заявки. Деюре грантовые конкурсы касаются организаций негосударственных, а де-факто та же государственная структура таким образом получает дотации через другое юридическое лицо. Это я считаю очень опасным и буду с этим бороться.

Деньги из государственных фондов должны идти прежде всего на поддержку молодых инициатив. За счет подоб ных конкурсов должны открываться перспективы, находиться художники, которым через три-четыре года, может быть, нужно уже будет передавать в руки государственные музеи и театры. С помощью таких процедур  мы и будем формировать новую культурную касту.

Противоречия в экспертном совете есть, это очевидно, ведь мы все разные. В сегодняшнем публичном пространстве очень много злости, которая ставит границу, не дающую услышать другого человека. Этого хотелось бы избежать. Мы на одном поле, у нас одно министерство, одна государственная власть. Она такая, какая есть, и я убежден, что с ней надо работать. Кому-то это покажется конформизмом и даже коллаборационизмом, но я с уважением отно шусь к попыткам нынешнего Минкульта хотя бы заявить эту повестку. Мы критикуем проект новой культурной политики. Но давайте осознаем, что ни при Александре Соколо-ве, ни при Александре Авдееве (бывшие министры культуры. — TANR) ни о чем подоб ном даже речи не шло. Плохой документ лучше отсутствия документа. Мы живем в стране, экономика которой строится на либеральной основе. Как бы мы ни критиковали российский капитализм, все равно это капитализм. Наша страна занимает второе место в мире по количеству миллиардеров — пусть эти миллиардеры и реализуют другую культурную политику. Пусть Абрамович построит еще четыре «Гаража», Мамут откроет четыре театра, а Прохоров поддержит не только театр Додина и «Золотую маску».

Может быть, нужно активнее искать молодых? Нужно создавать другие, самостоятельные платформы. Новое на то и новое, чтобы пробиваться через сопротивление. Не стоит рассчитывать, что новое будет рождаться на территории государственной идеологии. Новое должно рождаться на независимых площадках, а потом потихоньку отвоевывать оплоты консерватизма. Я буду протаскивать именно такие вещи — а зачем я еще там?

У талантливых людей сегодня, как никогда, много возможностей для реализации. Россия никогда не была такой свободной, как сейчас. Хочет человек сделать фильм про Крым — пусть делает про русский Крым, а хочет возражать государственной политике — пока за это в тюрьму никого не сажали, кроме Pussy Riot, но их акция — за гранью допустимого.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+