Футбольный стадион «ВТБ Арена — Центральный стадион „Динамо“ имени Льва Яшина» вместимостью 45 тыс. зрителей обещают открыть до конца года. Теперь это гигантский спортивно-развлекательный комплекс. Бело-синяя пластиковая оболочка нависает над старыми стенами, как вылезающее из кастрюли тесто. Москвичи уже привыкли к мысли, что объект, построенный по адресу: Ленинградский проспект, 36, фактически новый стадион.
Единственная сохранная трибуна «Динамо» — западная, перед которой встречались герои фильма «Еще раз про любовь». Она, да еще барельефы работы Сергея Меркурова, — все, что осталось от футбольного стадиона, возведенного в 1926–1928 годах по проекту Аркадия Лангмана и Лазаря Чериковера на пересечении аллей Петровского парка.
Открывшийся 17 августа 1928-го матчем Всероссийской спартакиады стадион имел три трибуны: северную, восточную и полукруглую западную. Под ними сосредоточились спортивные залы и прочие помещения, а рядом, в парке, были дополнительное поле, баскетбольные площадки, корты. В 1936-м достроили восточную трибуну, и до появления «Лужников» это был главный стадион страны. В 1987 году его внесли в реестр объектов культурного наследия (ОКН) как памятник регионального значения. А в 2012-м почти полностью — на три четверти — снесли. Общественное движение «Архнадзор» тогда безуспешно пыталось возбудить уголовное дело по факту сноса, но действия застройщика признали законными.
В приложении к постановлению исполкома Моссовета № 647 «О принятии под государственную охрану зданий памятников архитектуры советского времени» от 23 марта 1987 года просто сказано: «Стадион „Динамо“, 1928, арх. Чериковер Л. З.», но в описании объекта мы читаем: «Реконструкция спортивного комплекса „Динамо“ была проведена к XXII Олимпиаде, проходившей в Москве в 1980 году. В результате окончательно засыпали пруд, соорудили ряд спортплощадок, заново оформили каскад фонтанов на аллее. Но в целом стадион „Динамо“ является практически единственным из сохранившихся спортивно-парковых ансамблей 1920-х — 1930-х годов».
Слово «реконструкция», как и слово «обновление» (его использует для описания событий конца 1970-х сайт футбольного клуба «Динамо»), можно трактовать по-разному. Разрешив снос, мэрия опубликовала сведения, по которым три трибуны перед Олимпиадой якобы снесли и построили заново. Однако в течение многих лет в документах фигурировал именно статус памятника. Кроме того, в 2007 году, когда из предмета охраны здания были исключены внутренние элементы, все фасады остались. И к ним добавился новый ОКН: статус выявленного памятника получил «Спортивный парк „Динамо“ (составная часть Петровского парка)». Выявленными объектами стали и павильоны метро «Динамо», составлявшие с парком и стадионом единый ансамбль. Они не попадали в зону застройки. А стадиону, в 2008-м закрытому, и парку, где теперь идет жилое строительство, не повезло.
Автор экспертизы двух рассматриваемых в тот период проектов реставрации, член экспертного совета Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере охраны культурного наследия Сергей Куликов в заключении от 16 сентября 2008 года отдает предпочтение первому из них, который, в частности, предусматривал «…сохранение большого объема первоначальных конструкций (две оси колонн, наклонные ригели, гребенка трибуны как части рамного каркаса)…». Из приведенной цитаты очевидно, что эксперт считает конструкции старыми.
Но в 2011 году Россия получила «мундиаль» — и перед столичными властями замаячили новые перспективы. Хотя «Динамо» не мог претендовать на проведение футбольных матчей такого уровня: по правилам чемпионата мира стадион должен быть развернут с севера на юг, а здесь — с запада на восток. Между тем 25 января 2012 года мэр подписал постановление правительства Москвы № 15-ПП «Об утверждении режимов использования земель и градостроительных регламентов на территории объекта культурного наследия (достопримечательного места) регионального значения „Стадион «Динамо», 1928 г., арх. Чериковер Л.З.“». В этом документе есть странность: прежний статус памятника переквалифицирован в «достопримечательное место», а эти статусы противоречат друг другу. По закону памятники — это «отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями», на которых нельзя строить. А в достопримечательном месте можно. Стадион в достопримечательном месте — просто здание, с ним можно делать что угодно.
В парке «ВТБ Арена» затеяла мощное строительство (реконструкцию «Динамо» вместе с девелоперским проектом «Петровский парк» оценивают в 35,4 млрд руб.), а для стадиона выбрала проект голландца Эрика ван Эгерата, впоследствии заметно измененный в сторону банальности. Его реализацией занималось американское бюро Дэвида Маники Manica Architecture. О былом памятнике в нынешнем, не всеми с восторгом воспринимаемом творении напоминают лишь заново возведенные под конструктивизм стены, воссозданные кассы стадиона и копии барельефов на портиках северной и южной трибун. Эти копии из фибробетона, установленные в феврале 2018 года, создавались по слепкам с восстановленных оригиналов. «Родные» же барельефы поместят в мемориальный музей стадиона «Динамо», который обещают вскоре открыть.