18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Москвичам прокрутили «Динамо»

№68
Материал из газеты

Завершена реконструкция знаменитого стадиона — некогда главной футбольной арены СССР. Стадион считался памятником архитектуры, но это ему не помогло

Футбольный стадион «ВТБ Арена — Центральный стадион „Динамо“ имени Льва Яшина» вместимостью 45 тыс. зрителей обещают открыть до конца года. Теперь это гигантский спортивно-развлекательный комплекс. Бело-синяя пластиковая оболочка нависает над старыми стенами, как вылезающее из кастрюли тесто. Москвичи уже привыкли к мысли, что объект, построенный по адресу: Ленинградский проспект, 36, фактически новый стадион.

Единственная сохранная трибуна «Динамо» — западная, перед которой встречались герои фильма «Еще раз про любовь». Она, да еще барельефы работы Сергея Меркурова, — все, что осталось от футбольного стадиона, возведенного в 1926–1928 годах по проекту Аркадия Лангмана и Лазаря Чериковера на пересечении аллей Петровского парка.

Открывшийся 17 августа 1928-го матчем Всероссийской спартакиады стадион имел три трибуны: северную, восточную и полукруглую западную. Под ними сосредоточились спортивные залы и прочие помещения, а рядом, в парке, были дополнительное поле, баскетбольные площадки, корты. В 1936-м достроили восточную трибуну, и до появления «Лужников» это был главный стадион страны. В 1987 году его внесли в реестр объектов культурного наследия (ОКН) как памятник регионального значения. А в 2012-м почти полностью — на три четверти — снесли. Общественное движение «Архнадзор» тогда безуспешно пыталось возбудить уголовное дело по факту сноса, но действия застройщика признали законными.

В приложении к постановлению исполкома Моссовета № 647 «О принятии под государственную охрану зданий памятников архитектуры советского времени» от 23 марта 1987 года просто сказано: «Стадион „Динамо“, 1928, арх. Чериковер Л. З.», но в описании объекта мы читаем: «Реконструкция спортивного комплекса „Динамо“ была проведена к XXII Олимпиаде, проходившей в Москве в 1980 году. В результате окончательно засыпали пруд, соорудили ряд спортплощадок, заново оформили каскад фонтанов на аллее. Но в целом стадион „Динамо“ является практически единственным из сохранившихся спортивно-парковых ансамблей 1920-х — 1930-х годов».

Слово «реконструкция», как и слово «обновление» (его использует для описания событий конца 1970-х сайт футбольного клуба «Динамо»), можно трактовать по-разному. Разрешив снос, мэрия опубликовала сведения, по которым три трибуны перед Олимпиадой якобы снесли и построили заново. Однако в течение многих лет в документах фигурировал именно статус памятника. Кроме того, в 2007 году, когда из предмета охраны здания были исключены внутренние элементы, все фасады остались. И к ним добавился новый ОКН: статус выявленного памятника получил «Спортивный парк „Динамо“ (составная часть Петровского парка)». Выявленными объектами стали и павильоны метро «Динамо», составлявшие с парком и стадионом единый ансамбль. Они не попадали в зону застройки. А стадиону, в 2008-м закрытому, и парку, где теперь идет жилое строительство, не повезло.

Автор экспертизы двух рассматриваемых в тот период проектов реставрации, член экспертного совета Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере охраны культурного наследия Сергей Куликов в заключении от 16 сентября 2008 года отдает предпочтение первому из них, который, в частности, предусматривал «…сохранение большого объема первоначальных конструкций (две оси колонн, наклонные ригели, гребенка трибуны как части рамного каркаса)…». Из приведенной цитаты очевидно, что эксперт считает конструкции старыми.

Но в 2011 году Россия получила «мундиаль» — и перед столичными властями замаячили новые перспективы. Хотя «Динамо» не мог претендовать на проведение футбольных матчей такого уровня: по правилам чемпионата мира стадион должен быть развернут с севера на юг, а здесь — с запада на восток. Между тем 25 января 2012 года мэр подписал постановление правительства Москвы № 15-ПП «Об утверждении режимов использования земель и градостроительных регламентов на территории объекта культурного наследия (достопримечательного места) регионального значения „Стадион «Динамо», 1928 г., арх. Чериковер Л.З.“». В этом документе есть странность: прежний статус памятника переквалифицирован в «достопримечательное место», а эти статусы противоречат друг другу. По закону памятники — это «отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями», на которых нельзя строить. А в достопримечательном месте можно. Стадион в достопримечательном месте — просто здание, с ним можно делать что угодно.

В парке «ВТБ Арена» затеяла мощное строительство (реконструкцию «Динамо» вместе с девелоперским проектом «Петровский парк» оценивают в 35,4 млрд руб.), а для стадиона выбрала проект голландца Эрика ван Эгерата, впоследствии заметно измененный в сторону банальности. Его реализацией занималось американское бюро Дэвида Маники Manica Architecture. О былом памятнике в нынешнем, не всеми с восторгом воспринимаемом творении напоминают лишь заново возведенные под конструктивизм стены, воссозданные кассы стадиона и копии барельефов на портиках северной и южной трибун. Эти копии из фибробетона, установленные в феврале 2018 года, создавались по слепкам с восстановленных оригиналов. «Родные» же барельефы поместят в мемориальный музей стадиона «Динамо», который обещают вскоре открыть.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+