Проект Эрмитажа «ФутуРуины. Тело и камень» (FutuRuins. Il corpo e la pietra) пройдет в венецианском палаццо Фортуни с 14 декабря 2018 года по 24 марта 2019 года, сообщается на сайте Государственных музеев Венеции.
Ранее было объявлено, что куратором проекта станет заведующий отделом современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков, и выставка станет частью XVI Архитектурной биеннале (с 26 мая по 25 ноября 2018 года). Однако сроки были сдвинуты, и в итоге мероприятие будет осуществлено в рамках традиционной программы «Осень в палаццо Фортуни».
Озерков рассказал The Art Newspaper Russia, что он планировал раскрыть тему руин в самых разных аспектах — архитектурном, человеческом, историческом. «Эстетика развалин является важнейшим элементом в истории западной цивилизации: она символизирует присутствие прошлого, но в то же время содержит в себе потенциал фрагмента. На самом деле руины не могут быть нейтральными: зависшие между природой и культурой, между деструкцией и реконструкцией, они погружены в поток времени и стремятся к вечности», — сообщают в свою очередь организаторы выставки в пресс-релизе. Чтобы дать представление о масштабности явления и его сложности, экспозиция охватит большой временной промежуток — от первых, мифологических катастроф из-за божественного гнева (Вавилонская башня, Содом и Гоморра) к иконоборческому терроризму наших дней (Пальмира, башни-«близнецы») через руины Древнего Египта, греческой и римской цивилизации, последствия войн Нового времени.
Вторая выставка, имеющая название «Венеция и Санкт-Петербург. Художники, государи и купцы», будет более традиционной. Экспозиция будет работать в Культурном центре Кандиани в Местре с 14 декабря 2018 года по 24 марта 2019 года.
На ней представят полотна венецианских живописцев из собрания Эрмитажа — Тициана, Веронезе, Тинторетто, Каналетто, Тьеполо, Гварди и других мастеров. Многие из них будут выставлены в Италии впервые с того времени, как покинули свою родину. Именно необычным маршрутам и историям коллекционирования выставка будет посвящена в первую очередь. Произведения из Эрмитажа были отобраны таким образом, чтобы проиллюстрировать какой-либо конкретный исторический эпизод формирования русского собрания и личность, которая за ним стояла.
Отдельный раздел экспозиции будет посвящен непосредственным контактам российских заказчиков и венецианских художников в XVIII веке, например Джакомо Кваренги и Екатерины Великой. Сорок пять рисунков Кваренги, хранящиеся в Музее Коррера, будут представлены на выставке вместе с рисунками Бартоломео Тарсия, Пьетро Антонио Новелли и Франческо Фонтебассо, чьи работы для русского двора стали крайне плодотворным этапом их творчества.