Ретроспектива мирискусника Александра Головина в Третьяковской галерее, выставка к 700-летию Сергия Радонежского в ГИМ, эволюция животного мира в версии художников в Дарвиновском музее и бумага как материал скульптуры, представленная в Русском музее.
«Александр Головин. Фантазии Серебряного века» в Третьяковской галерее — первая столь масштабная выставка одного из крупнейших русских мастеров рубежа XIX–XX веков (более 300 экспонатов из ведущих российских музеев и частных коллекций). Отличительная особенность этого показа от предыдущих, в том числе от прошлогодней выставки в Русском музее, — акцент не столько на хорошо известной живописи и графике мастера, сколько на его декоративно-прикладных работах, на его великолепных майоликах, получивших золотую и серебряную медали на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, и на красочных театральных костюмах, впервые привезенных, да еще в таком количестве, из петербургских собраний.
Исторический музей одним из первых отмечает 700-летие Сергия Радонежского, открыв выставку «Обитель преподобного Сергия», которая строится вокруг двух «главных героев» — христианского подвижника и основанного им Троицкого монастыря, ставшего впоследствии Троице-Сергиевой Лаврой. В экспозиции собраны самые разные экспонаты: от икон, рукописных книг, редких образцов золотого шитья, резьбы по дереву до лубка и паломнических сувениров конца XIX века. Большинство — из собственных богатейших фондов музея, а также из Музеев Кремля, Третьяковской галереи и других собраний. К выставке выпущен прекрасный каталог.
Проект ZOO-ZOO в Дарвиновском музее — о том, как человечество (а в данном случае художники) на протяжении всего своего существования взаимодействует с животным миром, видоизменяя его в рамках все той же теории Дарвина. Группа ЗИП, например, представляет арт-объекты, посвященные дельфинам-интеллектуалам, Владимир Козин привез из Санкт-Петербурга гигантских резиновых блох, игрушка-медведь Андрея Люблинского — результат генно-инженерной модификации. Есть здесь даже бассейн с рыбками, которые, переваривая корм, производят пластиковый (как и сам бассейн с рыбками) гранулят.
Выставка «Бумажная скульптура» в Русском музее еще раз подтверждает: возможности бумаги как материала в руках художника поистине безграничны. Из нее можно не только вырезать, ее можно не только мять, но даже отливать листами, а из папье-маше — лепить, как из глины. Всего на выставке 60 работ современных российских художников (Валерий Орлов, Латиф Казбеков, Олег Годес, Антонина Фатхуллина и др.), объединенных вокруг монументальной (двухметровой) скульптуры Дмитрия Камнкера «Воин-фундаменталист, убивающий балерин Большого театра».