В Москве планируют снести построенное в 1989 году здание Киноцентра на Красной Пресне, где с момента открытия и до 2005 года находился Музей кино, а сейчас располагается крупнейший в Восточной Европе многозальный кинотеатр «Соловей». На этом месте хотят возвести гостиницу с культурно-досуговым комплексом. Печальная судьба здания (мы, кстати, не припомним ликвидации в столице таких свежих общественных построек) — еще один эпизод в судьбе Музея кино, сейчас, после многолетних мытарств, обосновавшегося на ВДНХ в павильоне № 36 («Переработка продукции сельского хозяйства», ранее «Водное хозяйство»). Между тем в других странах для подобных музеев строят лучшие архитекторы и дизайнеры.
Музей кинематографа Американской киноакадемии
Лос-Анджелес, США (открытие в 2019 году)
О создании своего музея Американская киноакадемия объявила в 2012 году. Прославленный архитектор, соавтор Центра Помпиду Ренцо Пьяно обустраивает под него бывший универмаг May Со. — главное здание Лос-Анджелеса эпохи ар-деко, возведенное в 1939 году в стиле streamline moderne. К нему пристроят сферу — Театр Дэвида Геффена на тысячу мест (скорее всего, сюда перенесут оскаровскую церемонию) — и панорамную террасу Долби с видом на холмы с надписью Hollywood. В постоянную экспозицию войдет часть музейного собрания из 12 млн фотографий, 190 тыс. видео, 80 тыс. сценариев и 61 тыс. афиш.
Музей нарративного искусства Джорджа Лукаса
Лос-Анджелес, США (открытие в 2022 году)
Создатель вселенной «Звездных войн» Джордж Лукас решил с толком потратить свои миллионы — в будущем музее он выставит экспонаты из собственной коллекции, в том числе мультимедийные произведения и редкие архивные вещи и документы. Разработкой проекта занимается Ма Яньсун со своим архитектурным бюро MAD Architects. Здание имеет облик космического корабля — угадайте почему.
Музей изображения и звука
Рио-де-Жанейро, Бразилия (открытие в 2019 году)
Строительством бразильского музея руководит та же нью-йоркская фирма Diller Scofidio + Renfro, которая спроектировала московский парк «Зарядье». Здесь здание тоже интегрировано в окружающую среду — на этот раз в пляж Копакабана и широкий бульвар вдоль набережной. Один из кинозалов расположен прямо под открытым небом и имеет вид на океан, а «фишка» музея — воспроизведенный на одном из фасадов образ национальной звезды, певицы и актрисы Кармен Миранды. Посетители Музея изображения и звука не только вспомнят все серии «Рабыни Изауры», но и полностью погрузятся в культуру кариока с босановой, самбой и карнавалом. Музейщики на сайте учреждения обещают усладу для глаз и ушей.
Национальный музей науки и медиа
Брадфорд, Великобритания (галерея открыта в 2017 году)
Один из первых музеев кино подобного формата. Именно здесь в 1980-х впервые в Великобритании был поставлен IMAX, тогда же с музеем сотрудничал родившийся в Брадфорде Дэвид Хокни. Здесь собирают и показывают все, связанное с кино, фотографией, телевидением, анимацией, видеоиграми и Интернетом. Среди топовых экспонатов — первый фотонегатив и фильм Луи Лепренса «Сцена в саду Раундхей» 1888 года. В 2009-м Брадфорд был назван ЮНЕСКО городом кино и в этом качестве входит во всемирную сеть творческих городов. В 2017 году постоянно развивающийся музей получил нынешнее название и открыл новую галерею-лабораторию Wonderlab, потратив на нее £1,8 млн. Проектная команда музея работала в сотрудничестве со студиями Ab Rogers Design и 2D Design от LucienneRoberts+.
Институт фильмов EYE
Амстердам, Нидерланды (открылся в 2014 году)
Здание нидерландского государственного киноархива и музея было разработано австрийским архитектурным бюро Delugan Meissl Associated Architects — создателем музея автомобильной марки Porsche в Штутгарте. Силуэт Института фильмов EYE напоминает взлетающий самолет, а может, рассекающий водную гладь катер. Основой его коллекции стало собрание созданного в 1952 году местного музея кино. Сейчас посетители приходят сюда ради киноновинок и возможности снять фильм с собой в главной роли, не забывают и о «волшебном фонаре» — аппарате для проекции изображений, особенно популярном в XIX веке.
Музей движущихся образов
Нью-Йорк, США (реконструкция в 2008–2011 годах)
Вероятно, старейший американский музей, посвященный исключительно кинематографу, телевидению и видео (появился в 1980-х). Здание ар-деко 1920-х годов, которое он занимает, когда-то принадлежало киностудии Astoria Studio (Paramount). В 2011 году оно было перестроено и полностью обновлено силами американской фирмы Leeser Architecture — от обилия увлекательных мультимедиа теперь там буквально кружится голова.
Французская синематека
Париж, Франция (открылась в 2005 году)
Здание государственного киноархива Франции, основанного в 1936 году, было возведено знаменитым Фрэнком Гери, создателем того самого Музея Гуггенхайма в Бильбао. Вообще, он построил его в 1993-м для Американского центра, покинувшего эти стены через три года. Для переезда синематеки в это здание потребовалась специальная перестройка, осуществленная в 2000-х годах Atelier de l’île.
Национальный музей кино Китая
Пекин, Китай (открылся в 2007 году)
Возможно, это крупнейший в мире музей кино — ничего странного, учитывая, что история китайского кинематографа насчитывает более 100 лет и… страшно посчитать, сколько зрителей. Гигантский комплекс (38 тыс. кв. м выставочной площади) был создан совместными усилиями американской RTKL International Inc. и Пекинского строительного института. В нем находится не только зал IMAX, но и несколько 35-миллиметровых кинотеатров, а также 20 выставочных залов, где показывают лучшее из обширной коллекции музея, насчитывающей материалы из 1,5 тыс. фильмов, 5 тыс. фотографий и документы 450 компаний, пионеров киноиндустрии.
Австралийский центр движущихся образов
Мельбурн, Австралия (открылся в 2002 году)
Строительство музея с необычным фасадом было осуществлено бюро Lab Architecture Studio в сотрудничестве с Bates Smart. Здание стоит в самом центре Мельбурна, на площади Федерации, а показывают в нем все, связанное с кино, телевидением, видеоиграми и цифровой культурой. Весной 2018 года австралийское правительство объявило, что музей будет реконструирован и на это потратят более $30 млн.
Национальный музей кино
Турин, Италия (интерьеры — 2000 год)
Музей располагается в здании Моле-Антонелльяна, построенном в 1863–1889 годах как синагога. Это высокое сооружение с огромным внутренним пространством потребовалось специально приспосабливать под нужды музея. Проектом занимались туринский архитектор Джанфранко Грителла и швейцарский дизайнер Франсуа Конфино. Интерьеры эпохи историзма, вызывавшие у заказчиков синагоги дрожь из-за перерасхода средств, удалось превратить в настоящую сказку.