Государственный Эрмитаж представил публике два парных портрета кисти Якопо Тинторетто и экспозицию, посвященную неаполитанским композиторам при дворе императрицы Екатерины II. Обе выставки приурочены к проведению VII Санкт-Петербургского международного культурного форума и к Дням Италии в России.
Показом двух парных портретов, предоставленных Фондом городских музеев Венеции, Эрмитаж присоединился к мировому празднованию 500-летия со дня рождения Тинторетто. Младший современник Тициана, официально признанный мастер, Якопо Тинторетто занимался преимущественно исторической живописью и написанием портретов. Он нередко выполнял заказы высокопоставленных венецианских чиновников и магистратов. К таким портретам относятся и выставленные в Эрмитаже. Они происходят из палаццо деи Камерленги у моста Риальто, резиденции казначеев Венецианской республики. Тинторетто изобразил служащих Соляной палаты (торговля солью с XII века была основным источником колоссального богатства Венеции). Имена чиновников не известны, на картине нет даже изображений гербов семей, к которым они принадлежали.
Некоторое время считалось, что эти портреты выполнили подмастерья Тинторетто, а не он сам, но проведенная недавно полная реставрация подтвердила, что головы и лица исполнены мастером, а фигуры, одежда и атрибуты — учениками, что в то время было обычной практикой. Выдающееся мастерство портретиста отмечали все исследователи этих картин. Именно их отметил Марко Боскини, венецианский художник, гравер и торговец произведениями искусства раннего барокко, как «единственные в своем роде изображения сенаторов кисти Тинторетто», находящиеся в Соляной палате. Кстати, в ходе реставрации было установлено, что портрет одного из сенаторов написан поверх другого лица — вероятно, в процессе работы над картиной позировавший Тинторетто умер или уступил свою должность другому.
Другая итальянская выставка, открытая в фойе Эрмитажного театра, напрямую связана с музыкой, оперой и итальянскими композиторами при дворе Екатерины II — Джованни Паизиелло и Доменико Чимарозой. Их обоих российская императрица пригласила в Петербург в качестве капельмейстеров, придворных композиторов. Паизиелло прожил в России семь лет и за это время написал почти десять опер, две из которых хорошо известны русским любителям музыки — «Служанка-госпожа» и «Севильский цирюльник» (этот сюжет впоследствии использовал гениальный Джоаккино Россини). Доменико Чимароза служил при дворе четыре года, учил музыке внуков императрицы, написал несколько опер. За службу Екатерина подарила композиторам два уникальных клавесина: один — работы русского мастера Михаила Киршника, другой — англичанина Адама Бейера. Оба инструмента музыканты забрали с собой в Неаполь, и сейчас они хранятся в местной консерватории.
На выставку в Эрмитаже приехали не только эти инструменты, но и собственноручные партитуры Чимарозы и Паизиелло. А также портрет Паизиелло (копия с картины Элизабет Виже-Лебрен) и мраморный бюст Чимарозы работы Антонио Кановы из Капитолийских музеев Рима. Дополняет экспозицию картина «Играющий на мандоле» кисти неаполитанца Гаспаре Траверси из музея дворца Лифранки и семь полотен из коллекции самого Эрмитажа.
Обе выставки можно увидеть в залах Эрмитажа до 25 ноября.