18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Приключения итальянцев в Эрмитаже

В Петербург привезли парные портреты Якопо Тинторетто из Венеции, а также бюст Антонио Кановы из римских Капитолийских музеев

Государственный Эрмитаж представил публике два парных портрета кисти Якопо Тинторетто и экспозицию, посвященную неаполитанским композиторам при дворе императрицы Екатерины II. Обе выставки приурочены к проведению VII Санкт-Петербургского международного культурного форума и к Дням Италии в России.

Показом двух парных портретов, предоставленных Фондом городских музеев Венеции, Эрмитаж присоединился к мировому празднованию 500-летия со дня рождения Тинторетто. Младший современник Тициана, официально признанный мастер, Якопо Тинторетто занимался преимущественно исторической живописью и написанием портретов. Он нередко выполнял заказы высокопоставленных венецианских чиновников и магистратов. К таким портретам относятся и выставленные в Эрмитаже. Они происходят из палаццо деи Камерленги у моста Риальто, резиденции казначеев Венецианской республики. Тинторетто изобразил служащих Соляной палаты (торговля солью с XII века была основным источником колоссального богатства Венеции). Имена чиновников не известны, на картине нет даже изображений гербов семей, к которым они принадлежали.

Некоторое время считалось, что эти портреты выполнили подмастерья Тинторетто, а не он сам, но проведенная недавно полная реставрация подтвердила, что головы и лица исполнены мастером, а фигуры, одежда и атрибуты — учениками, что в то время было обычной практикой. Выдающееся мастерство портретиста отмечали все исследователи этих картин. Именно их отметил Марко Боскини, венецианский художник, гравер и торговец произведениями искусства раннего барокко, как «единственные в своем роде изображения сенаторов кисти Тинторетто», находящиеся в Соляной палате. Кстати, в ходе реставрации было установлено, что портрет одного из сенаторов написан поверх другого лица — вероятно, в процессе работы над картиной позировавший Тинторетто умер или уступил свою должность другому.

Другая итальянская выставка, открытая в фойе Эрмитажного театра, напрямую связана с музыкой, оперой и итальянскими композиторами при дворе Екатерины II — Джованни Паизиелло и Доменико Чимарозой. Их обоих российская императрица пригласила в Петербург в качестве капельмейстеров, придворных композиторов. Паизиелло прожил в России семь лет и за это время написал почти десять опер, две из которых хорошо известны русским любителям музыки — «Служанка-госпожа» и «Севильский цирюльник» (этот сюжет впоследствии использовал гениальный Джоаккино Россини). Доменико Чимароза служил при дворе четыре года, учил музыке внуков императрицы, написал несколько опер. За службу Екатерина подарила композиторам два уникальных клавесина: один — работы русского мастера Михаила Киршника, другой — англичанина Адама Бейера. Оба инструмента музыканты забрали с собой в Неаполь, и сейчас они хранятся в местной консерватории.

На выставку в Эрмитаже приехали не только эти инструменты, но и собственноручные партитуры Чимарозы и Паизиелло. А также портрет Паизиелло (копия с картины Элизабет Виже-Лебрен) и мраморный бюст Чимарозы работы Антонио Кановы из Капитолийских музеев Рима. Дополняет экспозицию картина «Играющий на мандоле» кисти неаполитанца Гаспаре Траверси из музея дворца Лифранки и семь полотен из коллекции самого Эрмитажа.

Обе выставки можно увидеть в залах Эрмитажа до 25 ноября.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+