18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Первая большая ретроспектива Жака Липшица откроется в Москве

№68
Материал из газеты

Несколько жизней классика кубизма: Россия, Франция, Америка — в Московском музее современного искусства

Жака Липшица (1891–1973) чаще всего называют французским или американским скульптором. Именно в Париже, куда он приехал в 1909 году учиться ремеслу в Школе изящных искусств и в Академии Жюльена, его имя встало в один ряд с его друзьями Хуаном Грисом, Амедео Модильяни, Пабло Пикассо, Диего Риверой. Впервые выставился он тоже в Париже, в 1913 году на Осеннем салоне. В США, в свою очередь, приняли скульптора еврейского происхождения в 1941 году, после оккупации Франции нацистами. Здесь его уже знали. Еще в 1922 году американский коллекционер Альберт Барнс купил у Липшица несколько его скульптур и заказал работы для своего дома в Филадельфии. 

Немало связывало художника и с Россией: Липшиц родился в Российской империи в городе Друскеники (ныне — Друскининкай в Литве). Отец художника был, как бы сейчас сказали, строительным подрядчиком и надеялся, что сын пойдет по его стопам, но мать будущего скульптора была уверена, что он способен на большее. Как вспоминал Липшиц, она «постоянно и непрерывно показывала, что я родился избранным выполнить какую-то миссию, делать великие дела». Она даже  заложила свои бриллиантовые серьги, чтобы отправить сына в Париж. 

Липшиц неоднократно возвращался в Россию. В 1912 году, приехав в Петербург из-за мобилизационного предписания, он впервые увидел скифское искусство в Эрмитаже, а в 1935-м побывал в Москве, где участвовал в конкурсе на создание скульптурного портрета Феликса Дзержинского и победил, но в СССР больше не возвращался. Кстати, Липшиц еще и двоюродный дед современного концептуалиста Юрия Альберта. Так что большая ретроспектива скульптора в Москве, организованная совместно с нью-йоркской галереей Marlborough, была лишь вопросом времени. 

В Московском музее современного искусства проследили все стили, в которых работал Липшиц, начиная с кубизма, которым он всерьез увлекся в Париже. Затем, с середины 1920-х, его скульптуры становились все более и более барочными. На выставке в Москве можно увидеть более 100 работ скульптора из разных государственных и частных собраний. В числе прочих здесь «Купальщица III» (1917) и «Разборная фигура. Танцовщица» (1915) из дерева, редкого для Липшица материала, предпочитавшего чаще бронзу. Здесь же «Читатель в кресле» (1922) и «Мужчина, опирающийся на локти» (1925) с элементами уже экспрессионизма, портрет Гертруды Стайн (1938). Не забыты и наброски Липшица, демонстрирующие, что работал скульптор вполне традиционно: сперва рисунок, затем лепка в глине и гипсе и только после — воплощение в камне или бронзе. Среди этих набросков и эскиз к одному из его самых знаменитых антифашистских произведений — ­«Похищению Европы II» 1938 года.  

Московский музей современного искусства
Жак Липшиц (1891–1973). Ретроспектива
26 ноября 2018 – 3 марта 2019

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+