Ведь ночь и таящиеся в ее черноте разные химеры постоянно будоражили воображение музыкантов, литераторов и художников. Особенно возрос интерес к теме ночи, понятно, у романтиков в начале XIX века и на его закате с модой того времени на мистику со спиритическими сеансами, появлением электрических фонарей, сменивших тусклые газовые лампы в крупных городах и тем самым изменивших их ночной облик. Страстным поклонником ночи был, например, Винсент ван Гог, писавший в 1888 году своему брату Тео: «Я часто думаю, что ночь более оживленна и богата красками, чем день» — и создавший целую серию «ночных» картин — вспомнить хотя бы его знаменитую «Звездную ночь» или «Ночную террасу в кафе». Правда, в вангоговской ночи больше экзистенциального одиночества, чем романтики. Смыслов у ночи действительно множество, на любой вкус, если судить по выставке в Меце, где собраны живопись, фотографии, скульптуры, инсталляции почти сотни художников — от классиков ХХ века (Брассай, Луиз Буржуа, Фрэнсис Бэкон, Пауль Клее, Ли Краснер, Анри Мишо, Амеде Озанфан, Уинслоу Хомер) до наших современников (Питер Дойг, Мартин Киппенбергер, Энн Крейвен, Олаф Николай, Герхард Рихтер).