После двухлетнего ремонта в январе 2018 года было открыто, получив положительные отзывы, одно из самых известных лондонских зданий в стиле брутализм — центр современного искусства Hayward Gallery на южном берегу Темзы. Означает ли это, что брутализм, наименее любимый большинством архитектурный стиль, вышел из безнадежной ситуации, где долгое время пребывал в забвении?
Два тома, оформленные в том же «грубом» стиле, что и сама архитектура, которой они посвящены, созданы с тщательностью. Их авторы стараются настроить нас на правильное восприятие брутализма и подвести к осознанию важности подобных зданий, которые мы рискуем потерять из-за пренебрежительного к ним отношения.
В первом томе мир поделен на 12 регионов, в каждом описывается по 10 важнейших построек — начиная с молокоперерабатывающего завода в Индии и кончая францисканским аббатством в Норвегии. Детально изложена политическая подоплека реализации многих проектов, в частности в краткой статье Даны Вайс о здании Национальной ассамблеи Судана в Хартуме с его сбалансированным сочетанием колониального влияния и местной, суданской культуры.
Из двух томов по фрагментам складывается история брутализма, но в первую очередь авторы стремятся донести до сознания читателей культурную ценность этого стиля — пока не стало слишком поздно. Если Лондон может себе позволить реставрацию бруталистских построек за государственный счет, то в других местах их не только не спасают, но даже сносят. На страницах с красными номерами отмечены здания, которые находятся под угрозой исчезновения. Например, потрясающий Hôtel du Lac Рафаэля Контиджани в Тунисе, построенный в 1970-е годы, или впечатляющие дворцы спорта в Вильнюсе и Пномпене. Проблема еще и в том, что, хотя многие из них чрезвычайно красивы, они зачастую огромны и их трудно содержать.
Однако не все эти гиганты оказались обременительным имуществом. Правительственное здание Kenyatta International Сonvention (Conference) Centre в Найроби, построенное по проекту Карла Хенрика Нёствика, поддерживается в прекрасном состоянии, оно «стало национальным символом независимости Кении». Таковы хорошие новости. Но даже Великобритания далеко не безупречна: здесь уже погибло слишком много подобной архитектуры.