Аукционные дома Christie’s и Sotheby’s, с торгов которых стартует неделя русского искусства в Лондоне, привозили свои главные лоты на выставки в Москву. MacDougall’s этого не делал, хотя топ-лотов у этого аукционного дома не меньше. Одна из самых впечатляющих работ на аукционе MacDougall’s — «Игра на бильярде. Аристарх Лентулов и Петр Кончаловский», большое полотно 1918 года Петра Кончаловского (эстимейт £1,5–2 млн). Кажется, все на этой картине — прямая, нарочитая противоположность бунтарскому «Автопортрету с портретом Кончаловского» Ильи Машкова 1910 года, где художники представлены как полуобнаженные ярмарочные борцы. Времена изменились, авангардисты-сезаннисты изображены в бильярдной «Метрополя», вполне респектабельно одетые, и главным героем кажется огромный и тяжелый бильярдный стол. «Метрополь» здесь — знак не буржуазности, а включенности в перемены: в течение года тут был Второй дом Советов, проводились заседания ВЦИК, выступал Ленин.
Примечательно и масштабное панно Константина Коровина «Аллегорическая сцена» (1925), предназначавшееся для украшения одного парижского особняка. Подобные заказы художник выполнял редко. Стиль полотна, явно тяготеющий к модерну, сближает произведение с театральными работами Коровина. Раритет предварительно оценивают у MacDougall’s в £250–400 тыс. Но это еще не самый ценный лот аукциона. Дальше — больше: нежный и лиричный портрет скрипачки Цецилии Ганзен кисти Ильи Репина (1922) выставлен на торги с эстимейтом £400–600 тыс. Специально для того, чтобы позировать мастеру, молодая музыкальная знаменитость приехала в его имение Пенаты в финском поселке Куоккала и долго гостила там, радуя семью художника и его друзей домашними концертами. В итоге Репин написал целых два ее портрета — один отдал заказчице, другой остался в семье. Именно он и оказался на торгах MacDougall’s. Примерно во столько же, £450–600 тыс., предварительно оценен эффектный «Неаполь в лунную ночь» Сильвестра Щедрина (1827). Пейзаж, написанный 36-летним художником на пике творческой формы, — произведение вполне музейного уровня. До своей смерти в 1830 году он успел сделать несколько версий этой картины, сейчас они хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее, а также музеях Тамбова и Иваново. Выставленный на торги вариант — самый ранний из этой серии. Еще один редчайший лот — полотно Николая Неврева «Чем были крепки узы брачны» (1903). Автор питал слабость к кругу сюжетов, который сейчас бы назвали «гендерной тематикой». Сюжет этой работы — истинный кошмар феминистки: новобрачная по обычаю снимает с супруга сапоги, в то время как он готовится ритуально «поучить» ее плеткой. Однако в исторической картине о временах Ивана Грозного художник не столько бичует домостроевские нравы, сколько упивается красотой средневековых одежд — за что его строго осуждали критики-современники.
Завершит «русскую неделю» дом Bonhams — он предлагает не только живопись, графику и скульптуру, но и внушительную подборку прикладного искусства. Главный хит торгов — «Натюрморт с глиняным кувшином» (1921) Василия Рождественского (£150–200 тыс.), в молодости — участника группы «Бубновый валет», а в зрелые годы — одного из самых талантливых русских сезаннистов. Именно к этому, второму периоду творчества мастера относится выставленный на торги натюрморт. С таким же эстимейтом выставляется на аукцион «Кораблекрушение на скалистом берегу» Ивана Айвазовского — типичный для мастера драматичный пейзаж, изображающий буйство стихии. Еще при жизни художника он был куплен его американским поклонником, табачным фабрикантом. В обширном разделе декоративно-прикладного искусства представлена продукция «Фаберже» — рамки для фотографий, портсигары и часы, украшенные фирменной эмалью гильоше. Среди них выделяется императорский агатовый ковш, украшенный золотом и эмалью, подарок Николая II лорду Черчиллю (разумеется, не тому, кто произнес известную речь про железный занавес, а одному из его старших родственников). Его эстимейт £70–90 тыс. Еще один ценный лот из этой части торгов также связан с домом Романовых. Ваза «Глубокая речка» (1910) Императорского фарфорового завода когда-то входила в коллекцию императрицы Марии Федоровны и украшала Аничков дворец в Петербурге. Зимний пейзаж на ней выполнен в технике подглазурной росписи, позаимствованной российскими мастерами у художников Датской королевской фарфоровой мануфактуры, специально для передачи опыта выписанных в столицу из Копенгагена. Предмет предварительно оценен в £40–60 тыс.
Лондон, 28 ноября
MacDougall’s (10:30) и Bonhams (15:00)