Труд художников должен справедливо оплачиваться. Эта идея уже много лет остается предметом дискуссий и своего рода объединяющим лозунгом, однако, за исключением коммерческих галерей, существует крайне мало структур, позволяющих воплотить ее в жизнь. Группа W.A.G.E. (Working Artists and the Greater Economy — «Трудящиеся художники и большая экономика») создала цифровую платформу, которая обеспечивает художников набором инструментов, помогающих требовать более высокие гонорары.
В 2014 году W.A.G.E. разработала программу регистрации некоммерческих художественных институций, обязующихся платить художникам гонорары не ниже установленного минимума. Но определенное недоверие оставалось. Неужели институции в самом деле будут выбирать модель, которая накладывает на них обязательства по оплате труда художников?
За четыре года сертификацию W.A.G.E. прошли 58 организаций, в том числе один музей — Институт современного искусства Филадельфии. «Идея работает, — говорит Лиз Сосколн, член W.A.G.E. с 2008 года и одна из организаторов группы, — но это процесс медленный». Для распространения своей системы сертификации и привлечения новых институций группа запустила цифровую платформу Wagency.
За пользование ею художники платят ежемесячный взнос в $5. После регистрации на сайте проекта wageforwork.com они получают возможность ввести название институции, с которой планируют сотрудничать, и сгенерировать план выплат. W.A.G.E. рассчитывает размер оплаты на основании прогнозируемых операционных расходов институции на текущий год и устанавливает сумму в зависимости от типа работы.
Персональная выставка стоит больше, чем демонстрация уже существующего произведения, которая, в свою очередь, дороже лекции или публичной беседы с художником. Затем при помощи платформы художник отправляет сгенерированный план выплат представителю институции, которая может одобрить или оспорить его. За художником остается выбор — согласиться на снижение оплаты или отказаться от работы. Художники проходят сертификацию W.A.G.E., либо заключая одобренные системой контракты, либо отказываясь от заказов.
«Это схема индивидуальных бойкотов, заменяющая механизм забастовок», — говорит Сосколн. Другими словами, программа, разработанная художником и программистом Дэниелом Саутером, преследует практически те же цели и пользуется теми же методами, что и профсоюзы, но при этом таковым не является. Отчасти это связано с тем, что профсоюзную модель было бы трудно применить к художникам, которые, как правило, не работают в штате и не имеют общего работодателя.
Платформе уже три года, и Сосколн получает как критические, так и положительные отзывы. Она надеется, что люди оценят возможности, которые дает саморегуляция, и начнут активно использовать инструмент, помогающий отстаивать их интересы. «Художники часто жалуются на то, что их эксплуатируют. Они обожают рассуждать о труде, но только в отношении их собственного творчества. И мне это порядком надоело, — говорит Сосколн. — Хотите строить трудовую профессиональную организацию? Пожалуйста! Вот вам инструмент».