Немногие московские архитекторы остались в городской топонимике, но Матвею Казакову (1738–1812) повезло, и заслуженно. Вокруг улицы его имени в Басманном районе сохранилось немало его построек. На выставке к 280-летию со дня рождения архитектора собраны проекты, объемные модели, гравюры и рисунки, его знаменитые альбомы с чертежами и планами, а также графика его современников из десятка музеев и архивов.
Учителями Казакова были Витрувий, Палладио и Виньола, трактаты которых он усердно штудировал в архитектурной школе Дмитрия Ухтомского. Вслед за ним Казаков создал архитектурный облик города, но уже другой. На смену елизаветинскому барокко пришел классицизм с неоготикой.
Казакову в большой степени обязана своим обликом допожарная Москва. Впрочем, другой он ее и не знал. Расцвет его карьеры пришелся на конец 1770‑х — 1790-е годы. Тогда возникают Петровский путевой дворец и кремлевский Сенат, здание Университета на Моховой, дом Благородного собрания (нынешний Дом союзов) и усадьба Губина на Петровке, Голицынская (1-я Градская) больница и храм Вознесения на Гороховом поле. А еще казенные и партикулярные строения, которые стали не только украшением московских улиц, но и образцами для последующей застройки.
С началом Отечественной войны 1812 года семья увезла немолодого уже архитектора в Рязань, где он и узнал о сдаче Москвы и пожаре. Новость о том, что «многолетние его труды превратились в пепел и исчезли с дымом пожарным», как писал его сын, стала для Казакова ударом и приблизила его смерть. Построенные же им здания и правда пострадали. Многие из них восстанавливали ученик основанной им школы Осип Бове и приезжий швейцарец Доменико Жилярди, не всегда во всем придерживаясь изначальных казаковских проектов. Так что, получается, и мы сегодня допожарную Москву Казакова не очень-то знаем. Тем интереснее познакомиться с ней на выставке.
Музей архитектуры им. А.В.Щусева
Матвей Казаков и допожарная Москва
5 декабря 2018 – 10 марта 2019