18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Матвей Казаков — гений на пепелище

№68
Материал из газеты

Выставка в Музее архитектуры им. А.В.Щусева приурочена к 280-летию со дня рождения московского архитектора

Немногие московские архитекторы остались в городской топонимике, но Матвею Казакову (1738–1812) повезло, и заслуженно. Вокруг улицы его имени в Басманном районе сохранилось немало его построек. На выставке к 280-летию со дня рождения архитектора собраны проекты, объемные модели, гравюры и рисунки, его знаменитые альбомы с чертежами и планами, а также графика его современников из десятка музеев и архивов. 

Учителями Казакова были Витрувий, Палладио и Виньола, трактаты которых он усердно штудировал в архитектурной школе Дмитрия Ухтомского. Вслед за ним Казаков создал архитектурный облик города, но уже другой. На смену елизаветинскому барокко пришел классицизм с неоготикой. 

Казакову в большой степени обязана своим обликом допожарная Москва. Впрочем, другой он ее и не знал. Расцвет его карьеры пришелся на конец 1770‑х — 1790-е годы. Тогда возникают Петровский путевой дворец и кремлевский Сенат, здание Университета на Моховой, дом Благородного собрания (нынешний Дом союзов) и усадьба Губина на Петровке, Голицынская (1-я Градская) больница и храм Вознесения на Гороховом поле. А еще казенные и партикулярные строения, которые стали не только украшением московских улиц, но и образцами для последующей застройки. 

С началом Отечественной войны 1812 года семья увезла немолодого уже архитектора в Рязань, где он и узнал о сдаче Москвы и пожаре. Новость о том, что «многолетние его труды превратились в пепел и исчезли с дымом пожарным», как писал его сын, стала для Казакова ударом и приблизила его смерть. Построенные же им здания и правда пострадали. Многие из них восстанавливали ученик основанной им школы Осип Бове и приезжий швейцарец Доменико Жилярди, не всегда во всем придерживаясь изначальных казаковских проектов. Так что, получается, и мы сегодня допожарную Москву Казакова не очень-то знаем. Тем интереснее познакомиться с ней на выставке. 

Музей архитектуры им. А.В.Щусева
Матвей Казаков и допожарная Москва
5 декабря 2018 – 10 марта 2019

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+