Музей русской иконы продолжает серию выставок, знакомящих московского зрителя с сокровищами из региональных музеев. Теперь это старообрядческие иконы, рукописные книги, графические листы с портретами духовных наставников старообрядцев из Серпуховского историко-художественного музея, когда-то принадлежавшие местной купчихе первой гильдии и владелице ткацкой мануфактуры Анне Мараевой (1845–1928).
История жизни этой замечательной женщины заслуживает отдельного рассказа. Анна Васильевна родилась в крестьянской семье, перешедшей в старообрядчество, образование получила домашнее. Замуж вышла тоже за старообрядца, Мефодия Мараева. После скоропостижной смерти мужа 37-летней вдове пришлось взять на себя управление текстильным производством и молочной фермой. Что не помешало ей всерьез увлечься коллекционированием. «Собрание Анны Васильевны Мараевой — явление удивительное. Казалось бы, не было никаких предпосылок к тому, чтобы купчиха Анна Мараева, руководившая оставшимся на ее плечах после смерти мужа семейным предприятием, проявила себя тонким ценителем искусства. Однако уровень ее коллекции как нельзя лучше свидетельствует о незаурядном собирательском таланте владелицы», — рассказывает директор Музея русской иконы Николай Задорожный.
Коллекция Мараевой не имеет аналогов. Здесь и старообрядческие иконы с XIV по начало ХХ века из самых разных регионов России (из Москвы, Поволжья, Пскова и Новгорода, Ростова, Ярославля, с Русского Севера), и редкие предметы старообрядческого благочестия. Это богослужебные книги, кресты, складни, предметы традиционной одежды и обихода, которые тоже включены в московскую экспозицию.
Самая ранняя икона в собрании Мараевой и на выставке — византийское «Распятие» XIV века, которое ныне хранится в Третьяковской галерее. После революции большевики выселили из особняка его хозяйку, а большую часть хранившейся в нем коллекции, в том числе и европейскую живопись, включили в собрание основанного там музея, в состав которого в 1988 году вошел и местный Покровский старообрядческий храм с его иконами. Другая же часть коллекции разошлась по разным музеям, попав в собрания Исторического музея, Третьяковской галереи, музея-заповедника в Коломенском и Русского музея.
Включенные в московскую выставку иконы — Николая Чудотворца с житием конца XV века, датируемые XVI веком образы пророков Давида, Даниила, Исайи и Михея — недавно прошли реставрацию. Некоторые из них экспонируются впервые, как, например, «Омовение ног», «Страшный суд» и «Пророк Михей». В процессе реставрации выяснилось обстоятельство, меняющее наши представления о судьбе древних икон у старообрядцев. Известно, что мастера-староверы их серьезно поновляли, не оставляя первоначальной живописи. Однако при реставрации «Омовения ног» обнаружился прекрасно сохранившийся древний слой. Всего на выставке более сотни экспонатов, в том числе и личные вещи Анны Васильевны: сарафан, рубаха и платок для молитвы, подушечка для чтения книг.
Музей русской иконы
Сокровище вечное
1 декабря 2018 – 1 марта 2019