18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Реликвии старообрядцев гостят в Музее русской иконы

№69
Материал из газеты

В Москву впервые привезли более сотни вещей из коллекции Анны Мараевой

Музей русской иконы продолжает серию выставок, знакомящих московского зрителя с сокровищами из региональных музеев. Теперь это старообрядческие иконы, рукописные книги, графические листы с портретами духовных наставников старообрядцев из Серпуховского историко-художественного музея, когда-то принадлежавшие местной купчихе первой гильдии и владелице ткацкой мануфактуры Анне Мараевой (1845–1928). 

История жизни этой замечательной женщины заслуживает отдельного рассказа. Анна Васильевна родилась в крестьянской семье, перешедшей в старообрядчество, образование получила домашнее. Замуж вышла тоже за старообрядца, Мефодия Мараева. После скоропостижной смерти мужа 37-летней вдове  пришлось взять на себя управление текстильным производством и молочной фермой. Что не помешало ей всерьез увлечься коллекционированием. «Собрание Анны Васильевны Мараевой — явление удивительное. Казалось бы, не было никаких предпосылок к тому, чтобы купчиха Анна Мараева, руководившая оставшимся на ее плечах после смерти мужа семейным предприятием, проявила себя тонким ценителем искусства. Однако уровень ее коллекции как нельзя лучше свидетельствует о незаурядном собирательском таланте владелицы», — рассказывает директор Музея русской иконы Николай Задорожный. 

Коллекция Мараевой не имеет аналогов. Здесь и старообрядческие иконы с XIV по начало ХХ века из самых разных регионов России (из Москвы, Поволжья, Пскова и Новгорода, Ростова, Ярославля, с Русского Севера), и редкие предметы старообрядческого благочестия. Это богослужебные книги, кресты, складни, предметы традиционной одежды и обихода, которые тоже включены в московскую экспозицию. 

Самая ранняя икона в собрании Мараевой и на выставке — византийское «Распятие» XIV века, которое ныне хранится в Третьяковской галерее. После революции большевики выселили из особняка его хозяйку, а большую часть хранившейся в нем коллекции, в том числе и европейскую живопись, включили в собрание основанного там музея, в состав которого в 1988 году вошел и местный Покровский старообрядческий храм с его иконами. Другая же часть коллекции разошлась по разным музеям, попав в собрания Исторического музея, Третьяковской галереи, музея-заповедника в Коломенском и Русского музея.

Включенные в московскую выставку иконы — Николая Чудотворца с житием конца XV века, датируемые XVI веком образы пророков Давида, Даниила, Исайи и Михея — недавно прошли реставрацию. Некоторые из них экспонируются впервые, как, например, «Омовение ног», «Страшный суд» и «Пророк Михей». В процессе реставрации выяснилось обстоятельство, меняющее наши представления о судьбе древних икон у старообрядцев. Известно, что мастера-староверы их серьезно поновляли, не оставляя первоначальной живописи. Однако при реставрации «Омовения ног» обнаружился прекрасно сохранившийся древний слой. Всего на выставке более сотни экспонатов, в том числе и личные вещи Анны Васильевны: сарафан, рубаха и платок для молитвы, подушечка для чтения книг.  

Музей русской иконы
Сокровище вечное
1 декабря 2018 – 1 марта 2019

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+