18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Реликвии старообрядцев гостят в Музее русской иконы

№69
Материал из газеты

В Москву впервые привезли более сотни вещей из коллекции Анны Мараевой

Музей русской иконы продолжает серию выставок, знакомящих московского зрителя с сокровищами из региональных музеев. Теперь это старообрядческие иконы, рукописные книги, графические листы с портретами духовных наставников старообрядцев из Серпуховского историко-художественного музея, когда-то принадлежавшие местной купчихе первой гильдии и владелице ткацкой мануфактуры Анне Мараевой (1845–1928). 

История жизни этой замечательной женщины заслуживает отдельного рассказа. Анна Васильевна родилась в крестьянской семье, перешедшей в старообрядчество, образование получила домашнее. Замуж вышла тоже за старообрядца, Мефодия Мараева. После скоропостижной смерти мужа 37-летней вдове  пришлось взять на себя управление текстильным производством и молочной фермой. Что не помешало ей всерьез увлечься коллекционированием. «Собрание Анны Васильевны Мараевой — явление удивительное. Казалось бы, не было никаких предпосылок к тому, чтобы купчиха Анна Мараева, руководившая оставшимся на ее плечах после смерти мужа семейным предприятием, проявила себя тонким ценителем искусства. Однако уровень ее коллекции как нельзя лучше свидетельствует о незаурядном собирательском таланте владелицы», — рассказывает директор Музея русской иконы Николай Задорожный. 

Коллекция Мараевой не имеет аналогов. Здесь и старообрядческие иконы с XIV по начало ХХ века из самых разных регионов России (из Москвы, Поволжья, Пскова и Новгорода, Ростова, Ярославля, с Русского Севера), и редкие предметы старообрядческого благочестия. Это богослужебные книги, кресты, складни, предметы традиционной одежды и обихода, которые тоже включены в московскую экспозицию. 

Самая ранняя икона в собрании Мараевой и на выставке — византийское «Распятие» XIV века, которое ныне хранится в Третьяковской галерее. После революции большевики выселили из особняка его хозяйку, а большую часть хранившейся в нем коллекции, в том числе и европейскую живопись, включили в собрание основанного там музея, в состав которого в 1988 году вошел и местный Покровский старообрядческий храм с его иконами. Другая же часть коллекции разошлась по разным музеям, попав в собрания Исторического музея, Третьяковской галереи, музея-заповедника в Коломенском и Русского музея.

Включенные в московскую выставку иконы — Николая Чудотворца с житием конца XV века, датируемые XVI веком образы пророков Давида, Даниила, Исайи и Михея — недавно прошли реставрацию. Некоторые из них экспонируются впервые, как, например, «Омовение ног», «Страшный суд» и «Пророк Михей». В процессе реставрации выяснилось обстоятельство, меняющее наши представления о судьбе древних икон у старообрядцев. Известно, что мастера-староверы их серьезно поновляли, не оставляя первоначальной живописи. Однако при реставрации «Омовения ног» обнаружился прекрасно сохранившийся древний слой. Всего на выставке более сотни экспонатов, в том числе и личные вещи Анны Васильевны: сарафан, рубаха и платок для молитвы, подушечка для чтения книг.  

Музей русской иконы
Сокровище вечное
1 декабря 2018 – 1 марта 2019

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+