На выставке «Bvlgari. Очарование женственности. Великолепие римских драгоценностей» в Кремле представлены украшения из личных коллекций Элизабет Тейлор, Анны Маньяни и других див ХХ века. А современные звезды собирают ювелирные коллекции или только дефилируют по красным дорожкам в том, что им предоставляют бренды?
Если говорить об Элизабет Тейлор, то она действительно выходила в свет только в собственных украшениях Bvlgari. Но во времена Тейлор и Маньяни модель отношений «звезда — бренд» была несколько иной. Вы правы, сейчас гости важных мероприятий вроде вручения премии «Оскар» выходят на красные дорожки в наших украшениях, не покупая их. Но так же ситуация обстоит и с дизайнерскими брендами, которые облачают звезд в платья от-кутюр. Поэтому такие события всегда немного похожи на модный показ, на котором бренды соревнуются в демонстрации новинок. Но это совершенно не исключает того, что эти же звезды покупают украшения и для себя. Например, актриса Шу Ци не только наш амбассадор в Китае, но и одна из крупнейших клиенток.
Покупку ювелирных украшений можно считать инвестицией?
Конечно. На протяжении всей истории предметы ювелирного искусства всегда были объектами желания богатых людей. Они и тысячи лет назад были в цене, ситуация изменилась не сильно. Ювелирные изделия вообще старейшая разновидность предметов роскоши, появившаяся задолго до других. При этом вариантов долгосрочного инвестирования — что несколько веков назад, что сейчас — не так уж и много. С финансовой точки зрения постоянством могут похвастать только две вещи. Первая — недвижимость в каких-то знаменитых, уникальных местах. К примеру, Лазурный Берег всегда будет приютом роскоши, и стоимость вилл там не прекратит расти. А второе — это уникальные ювелирные произведения. Покупая эксклюзивный автомобиль, вы теряете половину его стоимости, просто выехав из салона. А единственный в своем роде драгоценный камень так и останется уникальным.
Недавно было анонсировано, что в Москве на Большой Никитской улице откроется отель Bvlgari. Расскажите об этом проекте.
Еще один отель из всемирной коллекции Bvlgari откроется в Москве в 2021 году. Мы планировали открытие на 2020 год, но, чтобы сохранить исторические фасады, приходится тратить больше времени, чем мы предполагали. В случае с такими проектами бизнес-план рассчитывается не просто на годы вперед, а на десятилетия, поэтому не столь важно — 2020-й или 2021-й.
А почему очередной точкой на карте была выбрана Москва?
Если сравнить пространства Bvlgari с бриллиантами, то, в отличие от бутика, у отеля будет гораздо больше граней, больше возможностей выразить себя. Поэтому и «оправа» к таким «бриллиантам» нужна соответствующая. Сейчас в коллекции всего шесть отелей, и это Милан, Лондон, Бали, Пекин, Шанхай, Дубай, совсем скоро будет и Париж. Такие места, где роскошь Bvlgari принять и понять просто. И Москва в этот список вписывается идеально, полностью соответствуя философии бренда. Мы никогда не выбираем города, куда ездят только в деловые командировки, мы выбираем города, куда хочется возвращаться без повода, ради эмоций, ради красоты.
Говорят, что до бриллиантов нужно дорасти. Современная молодежь становится клиентами Bvlgari?
Сейчас во многих странах молодые люди зарабатывают довольно большие деньги. Зарабатывают быстрее и больше, чем мое поколение в их возрасте. Пятьдесят лет назад эквивалент тысячи евро можно было потратить на не такое уж большое количество вещей. А сейчас? Миллионы вариантов! А ведь какой-нибудь новомодный смартфон стоит как кольцо Bvlgari B.Zero1. Но через полгода-год телефон устареет, выйдет более совершенная модель, а вот B.Zero1 свою актуальность не потеряет точно. И молодое поколение начало понимать, что ювелирные украшения — это больше чем покупка. Это эмоции, а они, как известно, бесценны. Поэтому мы все чаще замечаем, как молодеет наша аудитория.
Директор по наследию Bvlgari Лючия Боскаини рассказала нам о реставрации Испанской лестницы в Риме, которую поддержал ваш ювелирный дом. Есть ли еще подобные проекты?
Быть римлянами — значит быть постоянно окруженными искусством. И естественно, мы чувствуем некую обязанность поддерживать искусство родного города в разных его проявлениях, помогать в восстановлении и сохранении римского наследия. Надеюсь, в начале 2019 года мы объявим о старте еще одного проекта, который будет касаться разных периодов римской истории. Кстати, помимо Испанской лестницы, в прошлом году мы завершили наш пятилетний проект по восстановлению мозаики в термах Каракаллы. В области современного искусства наша главная инициатива — премия Maxxi Bulgari Prize для молодых художников, которую мы учредили совместно с римским Национальным музеем искусств XXI века (MAXXI). Это относительно новая институция, которая знакомит с совершенно разными медиа — от живописи и скульптуры до видео, танца и даже рекламы. Премия вручается раз в два года. Первый победитель объявлен, им стал 33-летний итальянский художник Диего Маркон с видеоинсталляцией «Людвиг».