Выставка Авиация и авангард в Еврейском музее будет созвучна его пространству, как никакая другая. Бахметьевский гараж был спроектирован в конце 1920-х годов авангардным архитектором Константином Мельниковым и инженером Владимиром Шуховым. Но в анонсируемом проекте авангард понимается «как художественный метод и оптика, а не форма», поясняет его куратор Александра Селиванова. Исходя из чего интенсивный диалог между наукой, техникой и искусством и отчасти «транспортный» сюжет проиллюстрируют работами таких знаковых фигур авангарда, как Александр Родченко, Илья Чашник, Сергей Суетин, Варвара Степанова, фотографиями Эммануила Евзирихина, проектами архитекторов-конструктивистов, графикой 1930‑х и фигуратив-ной живописью, своей образностью так или иначе наследовавших идеи авангарда. В первой части экспозиции — Пространство — речь пойдет об авиации, в начале ХХ века подарившей человеку новое представление о пространстве и времени. В искусстве появились захва тывающие дух ракурсы и контрасты масштабов, космическое ощущение скорости, которое так удавалось передавать Александру Лабасу, Александру Дейнеке, Аркадию Шайхету и Василию Купцову. По экспонатам во втором разделе, где предстанет не только живопись, но и обложки книг и журналов («СССР на стройке», «Современная архитектура»), будет видно, каким образом авангард эстетизировал технику, особенно выделяя аэроплан. А в третьей части (Герой) появятся летчики и авиаторы, которые, наряду с полярниками, метростроевцами и стахановцами, занимали вершину советского пантеона и входили в иконографию эпохи — от конфетных оберток до монументальной скульптуры, от фарфора до детских игрушек. Экспозиция уместно дополнена хроникой и фрагментами кинолент, мультфильмов и научно-популярных фильмов 1930-х.
Еврейский музей и центр толерантности
Авиация и авангард
Москва
11 июня — 10 августа