18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дом-музей Велимира Хлебникова в Астрахани отметил 25-летие

№69
Материал из газеты

Уголок земного шара, посвященный его председателю

В то время, когда Осип Мандельштам (по словам исследователя авангарда Николая Харджиева) говорил, что «в Хлебникове есть всё», причастные к судьбе поэта знали: он умер неприкаянным и бездомным, «без ничего», оставив после себя только рукописи. Да и нужен ли был дом этому безбытному страннику, движимому «голодом пространства», если в одном из последних стихотворений он намеревался «кости свои успокоить» под «крышей мира», в духовном Тибете? Противник мещанства и приобретательства, «председатель земного шара» предлагал «внести новшество в землевладение, признав, что площадь землевладения, находящегося в единоличном пользовании, не может быть менее поверхности земного шара». Понятие «дом Велимира Хлебникова» с конкретным адресом казалось когда-то странным и надуманным.

Однако осенью 1993 года в родительской квартире поэта, чей отец основал Астраханский заповедник, открылся музей Велимира Хлебникова. Идея такого музея возникла еще в 1970-е, когда в Астрахани состоялась выставка сестры поэта, художницы Веры Хлебниковой; затем очень долго решался вопрос о расселении жильцов из бывшего доходного дома на улице Свердлова, 53. С передачей семейных реликвий наследниками Хлебниковых (племянником поэта, художником Маем Митуричем и внучатой племянницей Верой Митурич-Хлебниковой, тоже художником) в 1994-м решился вопрос о наполнении экспозиции. Чего стоит один только железный сундучок Велимира, не позволивший сгореть его сочинениям в огне Гражданской войны — вопреки легенде о пресловутой наволочке! Здесь вообще немало подлинных предметов, в том числе произведений искусства, связанных с именем и идеями поэта. Но музей не выглядит мемориалом, у него несколько иная задача — дать представление о поэте как «сеятеле очей» и провозвестнике «мировой азбуки».

Дом-музей является филиалом Астраханской государственной картинной галереи имени П.М.Догадина (у нее тоже юбилей — 100-летие). И программу к годовщине хлебниковского дома готовили совместно галереей. В частности, появилась «будетлянская лаборатория» как часть мультимедийного проекта. Кроме уже знакомых астраханцам участников Хлебниковских чтений, ученых Александра Парниса и Николая Перцова, свои лекции и мастер-классы провели художники Борис Трофимов и Михаил Погарский. Петербургский театр Lusores представил сцены по произведениям Хлебникова и Елены Гуро. А из Москвы приехала выставка живописи и графики художника-вхутемасовца Серафима Павловского «Зангези-пророк». Кстати, здесь представлены и материалы предыстории дома-музея, поскольку именно Павловскому Май Митурич доверил когда-то первый проект (при участии экспозиционера Калерии Чернышевой).

Юбилей совпал с народным голосованием о присуждении астраханскому аэропорту нового имени, и музей включился в обсуждение. Ратуя, конечно, за имя Велимира Хлебникова, не только введшего в обиход слово «летчик», но и фантаста, изобретшего воздушную амфибию — «нырлетскач». 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+