18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дом-музей Велимира Хлебникова в Астрахани отметил 25-летие

№69
Материал из газеты

Уголок земного шара, посвященный его председателю

В то время, когда Осип Мандельштам (по словам исследователя авангарда Николая Харджиева) говорил, что «в Хлебникове есть всё», причастные к судьбе поэта знали: он умер неприкаянным и бездомным, «без ничего», оставив после себя только рукописи. Да и нужен ли был дом этому безбытному страннику, движимому «голодом пространства», если в одном из последних стихотворений он намеревался «кости свои успокоить» под «крышей мира», в духовном Тибете? Противник мещанства и приобретательства, «председатель земного шара» предлагал «внести новшество в землевладение, признав, что площадь землевладения, находящегося в единоличном пользовании, не может быть менее поверхности земного шара». Понятие «дом Велимира Хлебникова» с конкретным адресом казалось когда-то странным и надуманным.

Однако осенью 1993 года в родительской квартире поэта, чей отец основал Астраханский заповедник, открылся музей Велимира Хлебникова. Идея такого музея возникла еще в 1970-е, когда в Астрахани состоялась выставка сестры поэта, художницы Веры Хлебниковой; затем очень долго решался вопрос о расселении жильцов из бывшего доходного дома на улице Свердлова, 53. С передачей семейных реликвий наследниками Хлебниковых (племянником поэта, художником Маем Митуричем и внучатой племянницей Верой Митурич-Хлебниковой, тоже художником) в 1994-м решился вопрос о наполнении экспозиции. Чего стоит один только железный сундучок Велимира, не позволивший сгореть его сочинениям в огне Гражданской войны — вопреки легенде о пресловутой наволочке! Здесь вообще немало подлинных предметов, в том числе произведений искусства, связанных с именем и идеями поэта. Но музей не выглядит мемориалом, у него несколько иная задача — дать представление о поэте как «сеятеле очей» и провозвестнике «мировой азбуки».

Дом-музей является филиалом Астраханской государственной картинной галереи имени П.М.Догадина (у нее тоже юбилей — 100-летие). И программу к годовщине хлебниковского дома готовили совместно галереей. В частности, появилась «будетлянская лаборатория» как часть мультимедийного проекта. Кроме уже знакомых астраханцам участников Хлебниковских чтений, ученых Александра Парниса и Николая Перцова, свои лекции и мастер-классы провели художники Борис Трофимов и Михаил Погарский. Петербургский театр Lusores представил сцены по произведениям Хлебникова и Елены Гуро. А из Москвы приехала выставка живописи и графики художника-вхутемасовца Серафима Павловского «Зангези-пророк». Кстати, здесь представлены и материалы предыстории дома-музея, поскольку именно Павловскому Май Митурич доверил когда-то первый проект (при участии экспозиционера Калерии Чернышевой).

Юбилей совпал с народным голосованием о присуждении астраханскому аэропорту нового имени, и музей включился в обсуждение. Ратуя, конечно, за имя Велимира Хлебникова, не только введшего в обиход слово «летчик», но и фантаста, изобретшего воздушную амфибию — «нырлетскач». 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+