Главная культурная институция Саксонии объединяет 15 крупнейших музеев, в том числе Дрезденскую картинную галерею, музей Альбертинум, Дрезденский замок. Окончание реновации зданий Художественного собрания — знаковый для города эпизод. Процесс обновления музеев был запущен еще в 1990-е, после объединения Германии, но чрезвычайно затянулся. Относительно недавно, в 2013 году, в ходе реконструкции архитектурного ансамбля Цвингер здесь был открыт Физико-математический салон (собрание часов и научных инструментов), а в 2015-м — Музыкальный кабинет. Сейчас наступил финальный этап преобразований.
После шестилетней реконструкции и частичного закрытия Дрезденская картинная галерея, расположенная в Цвингере, 7 декабря наконец представит обновленную постоянную экспозицию в перепроектированных залах. В отличие от прежней концепции, показ теперь будет выстроен в соответствии с географией крупнейших европейских школ. Главные шедевры коллекции — «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Спящая Венера» Джорджоне, Дрезденский триптих Яна ван Эйка, «Автопортрет с Саскией на коленях» Рембрандта — останутся опорными точками выставочного пространства. Добавим, что специально к открытию завершена реставрация знаменитой картины Яна Вермеера «Девушка, читающая письмо у открытого окна».
Еще одной особенностью экспозиции станут скульптуры, интегрированные кураторами в музейные залы (прежде такие вкрапления были эпизодическими). Это подчеркнет влияние античных изваяний на живопись Ренессанса и барокко. Найдется место и для коллекции древностей, ранее содержавшейся в запасниках, — она будет представлена в Большом Восточном зале.
Другое предполагаемое новшество можно счесть революционным. Помимо старых мастеров, в будущем в Галерее старых мастеров можно будет увидеть и произведения художников ХХ века: в 2018 году Художественное собрание получило в дар коллекцию Эрики и Рольфа Хоффман, включающую работы Жан-Мишеля Баскиа, Марселя Бротарса, Энди Уорхола.
«Дрезден обладает одной из старейших и крупнейших коллекций искусства к северу от Альп, которая позволяет посетителям путешествовать по эпохам европейского искусства и истории культуры, — рассказал нашему изданию директор Галереи старых мастеров и скульптурного собрания доктор Штефан Койя. — Нам удалось с осторожностью, но в то же время решительно модернизировать здание галереи, чтобы сохранить его и коллекцию для будущих поколений. Это была крайне сложная задача — отремонтировать и перепроектировать такую исторически важную постройку, и сейчас мы с нетерпением ждем открытия и первых посетителей».
Близки к завершению эпохальные работы и в других зданиях, относящихся к Художественному собранию. Одна из самых ожидаемых «премьер» — отреставрированные Парадные покои (Paraderäume) Дрезденского замка, которые должны открыться в 2019 году. Пространства, когда-то украшенные золотой тканью, были выстроены по указу курфюрста Августа II Сильного. Он заказал эти помпезные комнаты в честь женитьбы своего сына, будущего Августа III, на австрийской эрцгерцогине Марии-Жозефе. В восстановление обстановки покоев уже вложено более €34 млн. Также для посещений будет открыта Башенная комната, где разместится коллекция фарфора.
Директор Художественного собрания Марион Аккерман на презентации нового сезона поделилась намерением «создавать живую и продуктивную музейную сеть, чей девиз можно сформулировать как „изобретая будущее“, причем акцент в этой работе сделать на молодой части аудитории музеев». Важная роль в предстоящей программе отводится временным экспозициям: в планах на 2019 год — графическая выставка «Штрих Рембрандта» к 350-летию со дня смерти великого лейденца, а также «Террор в Дрездене» — ретроспектива Ральфа Винклера, яркого представителя неофициального искусства времен ГДР, работавшего под псевдонимом A.Р.Пенк.