Я люблю мечтать. Об этом знают все: учредители и сотрудники музея «Гараж», с которыми я воплощаю в жизнь множество разнообразных идей; мои коллеги — директора и кураторы российских и зарубежных музеев, с которыми я делюсь планами; художники и архитекторы, с которыми я дружу или нахожусь в профессиональных отношениях. Я не боюсь говорить о будущем и о мире, в котором мне хотелось бы жить.
Одним ранним утром я выступал в институте «Стрелка». Я рассказывал, что к 2020 году Москва может, должна и станет новой музейной столицей мира. В своих рассуждениях я исходил из того, что Российская Федерация потеряла лидирующие позиции по многим показателям — инфраструктурным, экономическим и так далее, а Москву пока нельзя назвать туристической Меккой, хотя у города большой потенциал: у нас есть новые музеи, которые смогут вернуть интерес к России и нашей культуре.
С момента того выступления прошло три года, и я вижу, как мои мечты постепенно воплощаются в жизнь, хотя и не так быстро, как я предполагал тогда.
Многолетний проект Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина по созданию музейного городка находится в самом разгаре. Строится три больших здания и депозитарий, причем завершение работ над ними так близко, что один из любимых в России международных кураторов, Жан-Юбер Мартен, уже готовит выставочный проект «Древние украли все наши идеи» для основного дома музея на Волхонке перед его закрытием на реконструкцию.
В конце прошлого года было объявлено о полной передаче Центрального дома художника Государственной Третьяковской галерее, а в феврале этого года Зельфира Трегулова и Рем Колхас представили архитектурную концепцию Новой Третьяковки, которая сейчас прорабатывается.
Музеи Московского Кремля в Средних торговых рядах на Красной площади строят по проекту Юрия Григоряна и Наты Татунашвили музейный комплекс площадью 80 тыс. кв. м. Проект будет завершен к 2020 году, и в 2022-м ожидается грандиозное открытие, что позволит увидеть множество ценнейших экспонатов, ранее хранившихся в запасниках.
Политехнический музей, который должен был открыться еще к президентским выборам, по-прежнему стоит в лесах, но его реконструкция, осуществляемая по проекту японского архитектора Дзюньи Исигами, идет полным ходом. Еврейский музей и центр толерантности расширяет выставочные площади за счет подземного этажа, разработанного бюро FORM. И конечно же, все мы ждем возможности оценить пространство фонда V-A-C в бывшей ГЭС-2 за кинотеатром «Ударник» и уже в следующем году увидим — пусть и частично, — как воплотились в жизнь идеи автора концепции ее реконструкции, Ренцо Пьяно.
Думая о ГЭС-2, я вспоминаю слова Александра Дорнера, легендарного директора Ландесмузеума в Ганновере, которые, как мне кажется, актуальны для всех перечисленных институций: «Музеи должны представлять собой Kraftwerk — своего рода электростанции, способные динамично реагировать на меняющиеся запросы». Именно чуткость к окружающему миру позволяет нам, музейным работникам, находить общий язык с посетителями, заниматься тем, что мы так любим, и, конечно же, постоянно развиваться.
Это последняя моя колонка для The Art Newspaper Russia в этом году, поэтому я хотел бы поздравить всех читателей с наступающим Новым годом и пожелать, чтобы ваши мечты исполнялись.