18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Салон Георга IV снова блещет

№69
Материал из газеты

Зал Королевского павильона в Брайтоне теперь выглядит так же, как при первом хозяине

Впервые посетив этот павильон в 1837 году, королева Виктория отозвалась о нем так: «Странная, эксцентрич­ная китайщина снаружи и изнутри». Спустя 13 лет она продала роскошную приморскую резиденцию Георга IV, украшенную минаретами и куполами в индийском стиле, городским властям Брайтона за £53 тыс., предварительно вывезя оттуда содержимое. Из дома, который был набит до отказа самыми дорогими и экстравагантными предметами интерьера, как говорит куратор Королевского павильона Александра Лоске, «она забрала все — от мебели до элементов декора». 

Теперь, почти через 170 лет после того, как роскошные интерьеры павильона вывезли и использовали в разных дворцах, в том числе в Букингемском, который как раз тогда перестраивался, салону вернули облик, в каком он предстал бы перед нами в 1823 году. «Если бы нам посчастливилось получить приглашение», — уточняет Лоске. Восстановленная декоративная схема авторства Роберта Джонса была последним из нескольких вариантов декора парадного зала. После постройки павильона в 1787 году интерьеры несколько раз переделывали в соответствии с менявшимися вкусами Георга — от первоначального убранства в стиле неоклассицизм до яркого шинуазри от Джона и Фредерика Крейсов. Но в 1823-м, уже после коронации, Георг решил, что салон нуждается в новой перестройке — под стать его новому титулу.

Джонс предложил смелую и экзотичную декоративную схему, в которой китайские и индийские элементы сочетались с французской мебелью. Блеск излучали не только серебряные предметы, но и посеребренные стены, на восстановление которых ушло около двух лет кропотливой работы.

Реставраторы Анна Соуден и Норман Стивенс смогли вернуть стенам первоначальный вид — только на сей раз они использовали сусальную платину вместо серебра. Чтобы ритм узоров нигде не нарушался, применили рулоны бумаги для кассовых аппаратов. После нанесения платины узоры оттенили для придания им двухмерного эффекта. Помимо восстановленных растительных мотивов, комнату теперь украшают копии оригинальных шелковых настенных панелей, а также новый ковер, созданный на основе элементов с акватинты Джона Нэша 1822 года.

«Павильон буквально ошарашивает вас, — рассказывает Лоске. — Это не скромный охотничий домик — это место для приемов и концертов, способное на некоторое время перенести вас в совершенно другой мир. Георг перестал ездить в Брайтон в 1827-м, а через три года умер. Декоративная схема 1823 года — последняя вспышка великолепия в истории павильона. Мы восстановили ее в том виде, в каком, как нам кажется, ее хотел бы видеть Георг». 

«Но, если бы он прожил дольше, возможно, снова переделал бы салон», — добавляет Александра Лоске со смехом. 

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+