18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Салон Георга IV снова блещет

№69
Материал из газеты

Зал Королевского павильона в Брайтоне теперь выглядит так же, как при первом хозяине

Впервые посетив этот павильон в 1837 году, королева Виктория отозвалась о нем так: «Странная, эксцентрич­ная китайщина снаружи и изнутри». Спустя 13 лет она продала роскошную приморскую резиденцию Георга IV, украшенную минаретами и куполами в индийском стиле, городским властям Брайтона за £53 тыс., предварительно вывезя оттуда содержимое. Из дома, который был набит до отказа самыми дорогими и экстравагантными предметами интерьера, как говорит куратор Королевского павильона Александра Лоске, «она забрала все — от мебели до элементов декора». 

Теперь, почти через 170 лет после того, как роскошные интерьеры павильона вывезли и использовали в разных дворцах, в том числе в Букингемском, который как раз тогда перестраивался, салону вернули облик, в каком он предстал бы перед нами в 1823 году. «Если бы нам посчастливилось получить приглашение», — уточняет Лоске. Восстановленная декоративная схема авторства Роберта Джонса была последним из нескольких вариантов декора парадного зала. После постройки павильона в 1787 году интерьеры несколько раз переделывали в соответствии с менявшимися вкусами Георга — от первоначального убранства в стиле неоклассицизм до яркого шинуазри от Джона и Фредерика Крейсов. Но в 1823-м, уже после коронации, Георг решил, что салон нуждается в новой перестройке — под стать его новому титулу.

Джонс предложил смелую и экзотичную декоративную схему, в которой китайские и индийские элементы сочетались с французской мебелью. Блеск излучали не только серебряные предметы, но и посеребренные стены, на восстановление которых ушло около двух лет кропотливой работы.

Реставраторы Анна Соуден и Норман Стивенс смогли вернуть стенам первоначальный вид — только на сей раз они использовали сусальную платину вместо серебра. Чтобы ритм узоров нигде не нарушался, применили рулоны бумаги для кассовых аппаратов. После нанесения платины узоры оттенили для придания им двухмерного эффекта. Помимо восстановленных растительных мотивов, комнату теперь украшают копии оригинальных шелковых настенных панелей, а также новый ковер, созданный на основе элементов с акватинты Джона Нэша 1822 года.

«Павильон буквально ошарашивает вас, — рассказывает Лоске. — Это не скромный охотничий домик — это место для приемов и концертов, способное на некоторое время перенести вас в совершенно другой мир. Георг перестал ездить в Брайтон в 1827-м, а через три года умер. Декоративная схема 1823 года — последняя вспышка великолепия в истории павильона. Мы восстановили ее в том виде, в каком, как нам кажется, ее хотел бы видеть Георг». 

«Но, если бы он прожил дольше, возможно, снова переделал бы салон», — добавляет Александра Лоске со смехом. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+