18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Салон Георга IV снова блещет

№69
Материал из газеты

Зал Королевского павильона в Брайтоне теперь выглядит так же, как при первом хозяине

Впервые посетив этот павильон в 1837 году, королева Виктория отозвалась о нем так: «Странная, эксцентрич­ная китайщина снаружи и изнутри». Спустя 13 лет она продала роскошную приморскую резиденцию Георга IV, украшенную минаретами и куполами в индийском стиле, городским властям Брайтона за £53 тыс., предварительно вывезя оттуда содержимое. Из дома, который был набит до отказа самыми дорогими и экстравагантными предметами интерьера, как говорит куратор Королевского павильона Александра Лоске, «она забрала все — от мебели до элементов декора». 

Теперь, почти через 170 лет после того, как роскошные интерьеры павильона вывезли и использовали в разных дворцах, в том числе в Букингемском, который как раз тогда перестраивался, салону вернули облик, в каком он предстал бы перед нами в 1823 году. «Если бы нам посчастливилось получить приглашение», — уточняет Лоске. Восстановленная декоративная схема авторства Роберта Джонса была последним из нескольких вариантов декора парадного зала. После постройки павильона в 1787 году интерьеры несколько раз переделывали в соответствии с менявшимися вкусами Георга — от первоначального убранства в стиле неоклассицизм до яркого шинуазри от Джона и Фредерика Крейсов. Но в 1823-м, уже после коронации, Георг решил, что салон нуждается в новой перестройке — под стать его новому титулу.

Джонс предложил смелую и экзотичную декоративную схему, в которой китайские и индийские элементы сочетались с французской мебелью. Блеск излучали не только серебряные предметы, но и посеребренные стены, на восстановление которых ушло около двух лет кропотливой работы.

Реставраторы Анна Соуден и Норман Стивенс смогли вернуть стенам первоначальный вид — только на сей раз они использовали сусальную платину вместо серебра. Чтобы ритм узоров нигде не нарушался, применили рулоны бумаги для кассовых аппаратов. После нанесения платины узоры оттенили для придания им двухмерного эффекта. Помимо восстановленных растительных мотивов, комнату теперь украшают копии оригинальных шелковых настенных панелей, а также новый ковер, созданный на основе элементов с акватинты Джона Нэша 1822 года.

«Павильон буквально ошарашивает вас, — рассказывает Лоске. — Это не скромный охотничий домик — это место для приемов и концертов, способное на некоторое время перенести вас в совершенно другой мир. Георг перестал ездить в Брайтон в 1827-м, а через три года умер. Декоративная схема 1823 года — последняя вспышка великолепия в истории павильона. Мы восстановили ее в том виде, в каком, как нам кажется, ее хотел бы видеть Георг». 

«Но, если бы он прожил дольше, возможно, снова переделал бы салон», — добавляет Александра Лоске со смехом. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+