ВЫСТАВКА ГОДА
«Василий Верещагин». Государственная Третьяковская галерея (Новая Третьяковка) (Москва). 7 марта — 15 июля 2018
Кураторы: Светлана Капырина, Светлана Соловьева (помощник куратора), Лидия Торстенсен
Пятую часть из 500 экспонатов, собранных на ретроспективе Василия Верещагина (1842–1904), составили предметы декоративно-прикладного искусства: древние двери мавзолеев, восточные халаты и ткани, посуда и оружие. Все это, снабженное подробнейшими комментариями, придало выставке, в которой поучаствовали, помимо самой Третьяковки, еще 19 музеев, особое этнографическое измерение, подчеркнув одну из главных ипостасей ее героя как первооткрывателя для русской публики далеких и тогда, до эпохи массового туризма, еще недоступных земель и как честного военного корреспондента, посылающего вести из горячих точек. Сама экспозиция была выстроена по географическому принципу, по следам путешествий и походов художника с русской армией: Туркестан, Балканы, Индия, Япония, Палестина. Болевой точкой выставки стали батальные полотна, принесшие ему когда-то мировую славу и по сей день остающиеся сильнейшим высказыванием о природе войны. Выставка подчеркнула актуальность фигуры Верещагина, предвосхитившего в своем творчестве и своей судьбой коллизии, возникающие перед современными художниками, оказывающимися на линии фронта. И сумевшего стать «человеком мира» (именно такой девиз был в рекламном ролике выставки) задолго до нынешней эпохи глобализма.
«Генеральная репетиция. Представление в трех актах. Работы из коллекции V–A–C, MMOMA, Kadist». Московский музей современного искусства (MMOMA) (Москва). 26 апреля — 16 сентября 2018
Организаторы выставки: фонд V–A–C и MMOMA
Кураторы: «Театр взаимных действий» (Шифра Каждан, Леша Лобанов, Александра Мун, Ксения Перетрухина), Армен Аванесян, Мария Степанова
Самый большой и сложный проект 2018 года, посвященный современному искусству. Фонд V–A–C предложил трем «сценаристам» «поставить спектакли», используя модернизм и современное искусство из трех коллекций (от Амедео Модильяни и Альберто Джакометти, Джеффа Кунса и Герхарда Рихтера до российских современных классиков Андрея Монастырского, Бориса Орлова и Анатолия Осмоловского). «Театр взаимных действий» сделал работы художников актерами чеховской «Чайки», философ Армен Аванесян иллюстрировал ими положения своего трактата о метафизике будущего, а поэт Мария Степанова дополнила экспозицию вещами из собственной коллекции и устроила своего рода соревнование между «просто вещами» и «произведениями искусства». Одно произведение можно было увидеть как героя нескольких совершенно разных историй. Так, «Бесконечность» Романа Опалки Армен Аванесян сделал участницей размышлений о жизни и смерти, а Мария Степанова показала ее обратную сторону, превратив картину в вещь, которая тоже стареет, обрастает штампами, приобретенными при смене владельца или в путешествиях. Задача столь сложной конструкции — наметить подходы к новой концепции музея, который фонд V–A–C планирует открыть на ГЭС-2.
«Илья и Эмилия Кабаковы. „В будущее возьмут не всех“». Тейт Модерн (Лондон). 10 октября 2017 — 28 января 2018. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург). 21 апреля — 29 июля 2018. Государственная Третьяковская галерея (Новая Третьяковка) (Москва). 7 сентября 2018 — 13 января 2019
Кураторы: Джульетт Бингхэм (Тейт Модерн), Дмитрий Озерков (Эрмитаж), Зельфира Трегулова, Фаина Балаховская, Ирина Горлова (Третьяковская галерея)
Проект с самого начала был задуман и осуществлен «на троих» Тейт Модерн, Эрмитажем и Третьяковской галереей (при поддержке компании «Новатэк»). Организаторы аттестуют эту выставку как первую большую ретроспективу творчества основателя московского концептуализма, прославившегося в мире как изобретатель жанра тотальной инсталляции. В выставку вошли работы, созданные почти с 1960-х до нашего времени лет Ильей Кабаковым и его женой Эмилией, ставшей его соавтором с конца 1980-х. В каждом музее была выстроена своя экспозиция, что принципиально, так как для Кабакова пространство является ключевым понятием. И хотя у Кабаковых состоялось несколько сотен выставок в ведущих музеях мира, а в Москве и Петербурге были выставки отдельных инсталляций, проектом «В будущее возьмут не всех», где академически последовательно рассмотрена эволюция художника, закреплен статус Ильи Кабакова как классика современного искусства. То, что самый известный в мире художник «родом из СССР», серьезно повлиявший на развитие постсоветского искусства, был подробно представлен и нашей публике, особенно важно сейчас, когда общество драматично переосмысляет советский опыт, получивший в творчестве Кабакова универсальную экзистенциалистскую интерпретацию.
«Ожившая пьеса императрицы». Государственный музей-заповедник «Царицыно» (Москва). 26 ноября 2016 — 31 мая 2017
«Призрак-рыЦАРЬ». Государственный музей-заповедник «Царицыно» (Москва). 21 ноября 2017 — 1 апреля 2018
«Гипноз пространства. Воображаемая архитектура». Государственный музей-заповедник «Царицыно» (Москва). 24 июля — 23 сентября 2018
Директор музея: Елизавета Фокина
Куратор: Сергей Хачатуров
Серия выставок искусствоведа Сергея Хачатурова необычна и по затейливому замыслу, и по жанру: аудиовизуальный перформанс, мистическое странствие, путешествие между культурой XXI и XVIII веков. Своеобразие выставок определено личностью куратора, его пристрастием к таинственным событиям русской истории и увлеченностью современным искусством и театром. К работе над историческими выставками он привлекает известных и начинающих художников, смело смешивает документы далеких эпох, декорации недавно прошедших спектаклей, записи разыгранных актерами сцен и разного рода объекты и инсталляции, сделанные специально к выставке. Хачатуров заражает участников проектов и зрителей своим энтузиазмом, а также просвещает их обстоятельными пояснениями к каждой выставке и ее экспонатам.
«Пикассо & Хохлова». Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (Москва). 21 ноября 2018 — 3 февраля 2019
Куратор: Алексей Петухов
Выставка, посвященная отношениям Пабло Пикассо со своей первой официальной женой, русской балериной Ольгой Хохловой, напоминает захватывающую мелодраму, в которой герои проходят путь от любви до ненависти. Эта история раскрывается с помощью не только живописи и графики, но и редких архивных документов, фотографий, кинопленок, впервые представленных публике в 2017 году на выставке в Национальном музее Пикассо в Париже к 100-летию знакомства художника и его музы. Помимо работ из коллекции французского музея, свои раритеты предоставил Фонд поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо (FABA). Выставка, безусловно, отвечает понятному интересу к биографии одного из главных гениев ХХ века, но также удовлетворяет современный запрос на пересмотр истории искусства с позиций феминизма, роли женщин-муз в судьбе мужчин-художников. Выставка уникальна и с точки зрения психологии творчества: зрителям была дана возможность проследить трансформацию личных отношений в художественные образы, связанные с темой тирана и жертвы, корриды и Минотавра.
«Русский путь. От Дионисия до Малевича». Музеи Ватикана (Ватикан). 20 ноября 2018 — 16 февраля 2019
Директор Музеев Ватикана: Барбара Ятта
Организатор выставки: Государственная Третьяковская галерея
Кураторы: Аркадий Ипполитов (автор идеи), Татьяна Юденкова, Татьяна Самойлова
Выставка «Русский путь. От Дионисия до Малевича» — смелый и беспрецедентный проект Третьяковской галереи. Впервые музей вывез на зарубежную выставку 47 икон и картин из своего собрания, самых востребованных публикой. Эти главные, по мнению кураторов, для национального самосознания произведения плюс еще семь экспонатов из других отечественных собраний должны были продемонстрировать непрерывную связь духовного поиска русских иконописцев и художников. Иконы, живопись XIX века, модернистская и авангардная, впервые были предъявлены на выставке не в противопоставлении, а в единстве. Экспозиция, построенная на пластической и эмоциональной общности произведений разных периодов русского изобразительного искусства, оказалась и убедительной, и зрелищной. «Русский путь» заставил посмотреть на хрестоматийные произведения по-новому, отказавшись от привычных стереотипов восприятия.
Музейно-театральный проект «Хранить вечно». Центральный выставочный зал «Манеж» (Санкт-Петербург). 19 сентября — 15 октября 2018
Режиссер: Андрей Могучий
Художник-постановщик: Вера Мартынов
Музыка: Владимир Раннев
Текст: Светлана Щагина
Организаторы: ГМЗ «Гатчина», ГМЗ «Павловск», ГМЗ «Петергоф» и ГМЗ «Царское Село».
Продюсер проекта: компания «Культура потребления»
На выставке «Хранить вечно» история четырех пригородных музеев — бывших царских резиденций в Гатчине, Павловске, Петергофе и Царском Селе — была изобретательно пересказана на языке иммерсивного театра. Перемещаясь по экспозиции в наушниках, зрители (они же слушатели) могли услышать рассказ вымышленной героини, вся жизнь которой оказалась связанной с бывшими монаршими резиденциями. Революция, Гражданская война, сталинские репрессии, Великая Отечественная война — трагедий хватало в судьбе и страны, и дворцов, и самой героини. Манеж разделили на залы, соответствующие главам повествования. Каждый из них представлял собой, по сути, тотальную инсталляцию, созданную с использованием подлинных музейных экспонатов — всего их насчитывалось более 200. Завершалась выставка-спектакль огромным пространством, изображающим музей после бомбежки: экспонаты и фрагменты архитектурного декора валялись среди обугленных обломков стен. Растянувшаяся на полвека реставрация дворцов — тема для отдельной выставки, как бы намекали авторы.
МУЗЕЙ ГОДА
Государственная Третьяковская галерея
Россия, Москва, Лаврушинский пер., д. 10
Директор музея: Зельфира Трегулова
Главный музей национального искусства и в этом году подтвердил свой статус. В его яркой выставочной программе прежде всего притягивают публику выставки классиков русской живописи: Василия Верещагина, Архипа Куинджи, Михаила Ларионова, — и каждая из них была тщательно продумана и имела успех. Для выставки живого классика Ильи Кабакова в музее были созданы идеальные условия экспонирования. Следуя заветам своего основателя, музей представляет и наших современников — в 2018 году прошли выставки Вадима Космачева, Валерия Кошлякова, Наталии Турновой, Игоря Шелковского. Музей не боится экспериментов, сотрудничает с различными институциями, предлагает новые маршруты по своей экспозиции. Кинолекторий, музыкальный фестиваль и образовательные программы делают Третьяковку притягательным местом для клубного общения. Из зарубежных проектов надо отметить смелую по замыслу и воплощению выставку «Русский путь. От Дионисия до Малевича» в Музеях Ватикана.
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
Россия, Москва, ул. Волхонка, д. 12
Директор музея: Марина Лошак
Пушкинский музей из года в год предлагает публике исключительно интересные выставки. Здесь умеют находить зарубежных партнеров и договариваться с ними. «Рембрандт и Вермеер. Шедевры Лейденской коллекции», «Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо» познакомили зрителей с неизвестными им произведениями, действительно шедеврами. Эффектным результатом сотрудничества с зарубежными партнерами стали выставки «От Тьеполо до Каналетто и Гварди» и «Пикассо & Хохлова». В 2018 году началось формирование коллекции медиаискусства и был разработан стандарт по его включению в музейные собрания. Также в музее появился отдел инклюзивных программ, успевший существенно облегчить людям с различными физическими проблемами и доступ в здания, и восприятие произведений. По традиции ГМИИ активно предоставляет на зарубежные выставки свои экспонаты и реализует проекты в российских регионах.
Государственный музей современного искусства — Коллекция Костаки (в составе Организации музеев изобразительных искусств, MOMus)
Греция, Салоники, ул. Колокотрони, д. 21
Директор музея: Мария Цанцаноглу
Президент попечительского совета музея: Андреас Такис
Глава комитета по развитию музея: Кристина Краснянская
С 2000 года Государственный музей современного искусства в Салониках владеет значительной коллекцией произведений русского авангарда. Она была приобретена у наследников легендарного коллекционера Георгия Костаки (1913–1990). Это та часть его собрания, которую он вывез в Грецию после эмиграции из СССР в 1977 году (другая часть принадлежит Государственной Третьяковской галерее). За минувший период музей в Салониках предпринял немало усилий по популяризации этого фонда во всем мире. А в 2018 году настало время для упрочения позиций авангарда и внутри самого музея, расположенного в здании бывшего монастыря лазаритов. В июне здесь открылась выставка «Коллекция Костаки. Рестарт», ставшая прообразом будущей постоянной экспозиции (дизайн Кирилла Асса и Нади Корбут). Новая стратегия развития музея предполагает возникновение в Салониках крупнейшего за пределами России центра русского авангарда.
Дом-музей Велимира Хлебникова (филиал Астраханской государственной картинной галереи им. П.М.Догадина)
Россия, Астрахань, ул. Свердлова, д. 53
Заведующая домом-музеем: Ольга Кузовлева
Директор картинной галереи: Ирина Перова
Фигура Велимира (Виктора) Хлебникова (1885–1922) еще при его жизни была окружена слухами и легендами. Однако на протяжении десятилетий творчество поэта-будетлянина, «первого председателя земного шара», оставалось в СССР под полузапретом. Впервые идея обустроить дом-музей Хлебникова в Астрахани, в квартире его родителей, где он неоднократно бывал в 1910-е годы, возникла еще в 1970-х. Было потрачено много времени и организационных усилий, прежде чем такой музей был официально открыт 19 октября 1993 года. А датой второго его рождения можно считать декабрь 1994-го, когда племянник поэта, художник Май Митурич, передал в здешние фонды семейный архив, связанный с именем и биографией Велимира Хлебникова. Со временем музей приобрел популярность далеко за пределами города и даже страны, у него образовались широкие международные связи. Осенью 2018 года астраханский «Дом Велимира» отметил 25-летие.
Музеи Московского Кремля
Россия, Москва, Кремль
Директор музея: Елена Гагарина
Музей, который ведет свою историю с 1806 года, — один из богатейших в мире. В состав музейного объединения входят здания старинных храмов, древних палат и дворцов, многие из экспонатов являются сокровищами национального значения. Неудивительно, что выставки в Музеях Кремля представляют коллекции такого же уровня, будь то лучшие музеи мира или крупнейшие бренды предметов роскоши. Среди проектов 2018 года упомянем «Династию Мин: сияние учености», «Bvlgari. Очарование женственности. Великолепие римских драгоценностей» и открывшуюся в конце 2017 года выставку «Владыки океана. Сокровища португальской империи XVI–XVIII веков». Музеи Кремля запустили четырехлетний музыкальный проект — фестиваль «Цари и музы: опера при русском дворе», мобильное приложение «Оружейная палата» и специально для международного проекта «Место за королевским столом» выпустили два подкаста о царских пирах на Руси XVI–XVII веков. В прошедшем году заново открылась для зрителей, после восстановления оборудования для защиты икон, церковь Двенадцати апостолов Патриаршего дворца. Также музеи предъявили первые результаты реконструкции Средних торговых рядов на Красной площади, переезд в которые намечен на 2022 год.
Музей истории Витебского народного художественного училища
Белоруссия, Витебск, ул. Марка Шагала, д. 5а
Директор музея: Андрей Духовников
Витебск давно получил мировую известность благодаря деятельности двух художников — Марка Шагала и Казимира Малевича. Однако до последнего времени оставался недоступным для публики оплот и эпицентр той новаторской работы — здание Витебского народного художественного училища, где директорствовал Шагал и проповедовал идеи супрематизма Малевич. Реконструкция бывшего купеческого особняка (впоследствии не только училища, но и детского дома, и коммуналки, и вычислительного центра при НИИ) длилась пять лет. В минувшем феврале здесь открылся музей, посвященный героическому периоду 1918–1923 годов. Снаружи зданию придан исторический облик; внутри максимально, насколько позволяли архитектурные возможности, воссоздана прежняя планировка, в том числе кабинеты Малевича и Шагала, комната Веры Ермолаевой, мастерские Эль Лисицкого и Давида Якерсона. Будучи пока «музеем без экспонатов», новая институция делает ставку на мультимедийные форматы и образовательные программы.
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
Россия, Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 6
Директор: Наталья Метелица
Как государственное учреждение этот музей был создан в 1918 году — но уже за десятилетие до того появился его прообраз и предвестник в виде постоянно действующей «Первой русской театральной выставки». Так что музей недавно отметил двойной юбилей — 100-летие и 110-летие сразу. Особенно бурную активность музей проявляет в последние годы — взять хотя бы организацию ежегодного балетного фестиваля «Дягилев. Постскриптум» или этнофестиваля «Музыки мира». В музейной экспозиции бронзы Сальвадора Дали уютно чувствуют себя среди архивных фотографий актеров Императорских театров. Выставка о русских модниках прошлого естественно соединяется с гастролями ХМАТ — Художественного междисциплинарного антитеатра Кати Бочавар — в филиале музея, квартире Федора Шаляпина. Театральный музей пытается искать свои ответы на вызовы времени.
РЕСТАВРАЦИЯ ГОДА
Карл Брюллов. «Портрет Григория, Евгения, Льва и Феофила Гагариных». Государственный Эрмитаж
Работы выполнили: лаборатория научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа, художник-реставратор Андрей Крупенко
Портрет написан Брюлловым в 1824 году и занимает особое место в творчестве Великого Карла: в нем отчетливо чувствуется влияние старых мастеров, особенно Рафаэля. После знаменитой «Таврической выставки» 1905 года портрет исчез из поля зрения специалистов почти на 100 лет. В 1941 году картина попала в Эрмитаж, но тогда ее посчитали слишком манерной, не заслуживающей внимания. Полотно не было занесено в реестр музейных предметов, его оставили в музее «для живописных экспериментов» как картину неизвестного автора. За долгие годы в результате этих экспериментов портрет серьезно пострадал. Холст был сильно деформирован и частично утрачен, разрывы ткани, экспериментальные материалы, которые мастера отрабатывали на картине, исказили первоначальный облик. В результате комплексного исследования и реставрации были выполнены необходимые консервационные работы и восстановлены все утраты. В 2020 году портрет представят на большой выставке, посвященной Карлу Брюллову.
Дворец Петра III, Китайский дворец, убранство церковного павильона и интерьеры покоев Воронцовой (Большой Меншиковский дворец). Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум» (в составе Государственного музея-заповедника «Петергоф»)
Работы выполнили: ФГКУ «Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» Министерства культуры РФ (директор Николай Циганов), ООО «Петербургская реставрационная компания» (генеральный директор Михаил Ботаковский), ООО «Художественно-реставрационная группа „АртСтудия“» (генеральный директор Павел Мукин), ООО «Студия Южаковой» (генеральный директор Наталья Южакова), ООО «Дедал» (директор Людмила Фищенко), ООО «Наследие» (генеральный директор Юрий Щедров), ООО «Царскосельская янтарная мастерская» (директор Борис Игдалов), ООО «Деметра» (генеральный директор Игорь Писаревский), ООО «Строительная культура» (генеральный директор Михаил Нинбург), АРМ-4 ОАО «НИИ „Спецпроектреставрация“» (руководитель Виктор Голуб), ООО «РСК „Возрождение“» (генеральный директор Александр Гончаров), ООО «АИСТ» (директор Сергей Масюкевич)
Ораниенбауму — дворцово-парковому ансамблю, задуманному Александром Меншиковым и сменившему за свою 300-летнюю историю множество владельцев, — в советский период выпала трудная судьба. Долгое время здесь царило запустение, и лишь в последние годы он начал превращаться в равноправного члена семьи петербургских музеев-заповедников. В 2007-м Ораниенбаум был административно присоединен к Петергофу, и с этого момента началась его большая реставрационная история. Она еще не завершена на 100%, но уже окончены или близятся к финалу работы на важнейших, знаковых объектах. В 2017 году для публики были открыты отреставрированные покои Елизаветы Воронцовой, а в 2018-м — церковный комплекс Большого Меншиковского дворца, дворец Петра III и три зала Китайского дворца. Сложнейшие восстановительные работы потребовали участия многих специалистов из разных организаций.
Изучение и реставрация скульптур из фонда перемещенных ценностей: «Иоанн Креститель» Донателло, «Бюст Франческо дель Неро» Джулио Маццони. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
Работы выполнили: ГМИИ им. А.С.Пушкина (директор Марина Лошак) при участии НИЦ «Курчатовский институт» (директор Михаил Ковальчук)
Рабочая группа по изучению и реставрации (ГМИИ им. А.С.Пушкина): главный хранитель Татьяна Потапова, хранитель коллекции фонда перемещенных ценностей Василий Расторгуев, художник-реставратор высшей категории Игорь Бородин, художник-реставратор I категории Михаил Тулубенский
Вопрос культурных ценностей, перемещенных из Германии в СССР после Второй мировой войны, долгое время оставался болезненным. Но сейчас, по крайней мере, идут процессы, позволяющие вырабатывать общие к нему подходы. В частности, в 2015 году началось сотрудничество ГМИИ им. А.С.Пушкина и берлинского Музея Боде в сфере изучения, реставрации и экспонирования итальянских скульптур эпохи Ренессанса. Многие из них все еще остаются в руинированном состоянии после пожаров, произошедших в хранилищах весной 1945 года. Но 2 бронзовые скульптуры из 57 предметов, о которых идет речь в совместном проекте с Музеем Боде, сейчас полностью восстановлены и заново атрибутированы. В конце 2018 — начале 2019 года работы Донателло и Джулио Маццони будут впервые выставлены в залах ГМИИ в Москве. В 2019 году планируется завершить реставрацию еще 13 небольших бронзовых статуэток из фонда перемещенных ценностей.
«Небо» из часовни Тихвинской иконы Божией Матери в деревне Хвалинская Каргопольского района Архангельской области. 1790. Сосна, смешанная техника. Кенозерский национальный парк
Работы выполнили: Всероссийский художественный научно-реставрационный центр (ВХНРЦ) им. И.Э.Грабаря
Реставраторы: Александр Горматюк (руководитель группы), Станислав Александрушкин, Александр Михайлов, Роман Носов, Роман Студенников, Александр Фролкин
Эти «небеса» — самые ранние из сохранившихся 17 перекрытий северных деревянных храмов XVIII — начала XX века в Кенозерье. Их иконография уникальна: почти все пространство восьми граней занимают кучевые облака с херувимами, а в центральном медальоне — благословляющий Саваоф. Живопись «небес» характерна, скорее, для плафонов каменных храмов и дворцов того времени, а художник, очевидно, имел академическое художественное образование. В советское время верх часовни был разобран, а «небеса» забелены. Непрофессиональная реставрация 1960–1970-х годов привела к потерям до 70% красочного слоя, от головок херувимов остались только призрачные силуэты. Деревянную основу сильно повредил жук-точильщик. Восстановлением занималась целая бригада в течение двух лет; потребовалась помощь биологов, коллег из отдела мебели, итальянских специалистов. Удалось целиком восстановить полотно каждой грани, в том числе применив новый для российской практики синтетический материал. Живопись, утратившую связующее, укрепили и тонировали по методике, которая обычно используется для мелков пастели.
Особняк Кекушевой на Остоженке, 21
Работы выполнили: Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса (ГлавУпДК) при МИД РФ (заказчик), ООО «Стройсервис-5» (подрядная организация)
Главный архитектор проекта реставрации: Людмила Мурашова
Особняк Анны Кекушевой — один из частных домов дореволюционной Москвы, после национализации отошедший Бюро по обслуживанию иностранцев, предшественнику ГлавУпДК при МИД России, которое сейчас занимается восстановлением вверенного имущества. Может показаться, что ничего сверхъестественного с домом, который был построен Львом Кекушевым для своей семьи в самом начале ХХ века и где долгие годы размещалось бюро военного атташе Египта, не произошло. Напоминающий маленький замок особняк с затейливым декором не лежал в руинах и регулярно подновлялся, однако проведенная реставрация оказалась той самой огранкой, благодаря которой заблистал один из самых красивых домов столицы. Прежний колорит фасадов сохранен, но стал объемнее и сложнее за счет воспроизведенного фирменного приема Кекушева — выкраски кирпича в разные оттенки одного цвета; расчищен характерный для модерна растительный декор; на башню вернулись лепные орлы; и, главное, крышу теперь венчает скульптура льва, утраченная в первые годы советской власти. Поработали реставраторы и с интерьером, вернув его к задуманному архитектором колориту; восстановлены эффектная парадная лестница и камины.
Владимир Татлин. «Летатлин». 1929–1932. Дерево, металл, шелк, пробка, китовый ус, сыромятный ремень, дюраль, стальной трос. Центральный музей Военно-воздушных сил РФ, на временном хранении в Государственной Третьяковской галерее
Работы выполнили: генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова (автор идеи), главный хранитель Татьяна Городкова (руководитель проекта), научный сотрудник Ирина Пронина (куратор проекта, историческая справка)
Реставраторы: по дереву — Сергей Виноградов, Александр Ижевский, Валерий Кузнецов, по металлу — Александр Карандашев, по ткани — Светлана Королькова, Анастасия Лобанова (ВХНРЦ), по коже — Наталья Ануфриева (ВМДПНИ), по ротангу — Сергей Катков
Махолет «Летатлин» — это не только образец искусства авангарда, но и концептуальный объект, «форма, которая отвечает потребности момента в преодолении человеком пространства», как говорил Владимир Татлин, создавший его с учениками. «Летатлин» был передан на реставрацию и экспонирование в ГТГ из Центрального музея Военно-воздушных сил РФ в Монино. Над махолетом работали реставраторы пяти направлений: по дереву, ротангу, ткани, коже и металлу. Никакой замены материалов: главной задачей была консервация «Летатлина», и так сильно пострадавшего от замен деталей, путешествий по выставкам и небрежного хранения. Сохранили даже крохотные кусочки первоначальной обтяжки шелком и восстановили осыпи на деталях из пробки. Была проведена грандиозная научно-исследовательская работа, история создания и жизни «Летатлина» воссоздана по крупицам, по газетным упоминаниям и авиационным архивам. Дополнительных усилий потребовала координация действий двух музеев, подчиненных разным министерствам, и поиск средств (предоставлены компанией «Группа ЛСР»).
Утвержденная грамота об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова. 1613. Российская государственная библиотека
Работы выполнили: Государственный научно-исследовательский институт реставрации (ГосНИИР), заведующая отделом реставрации рукописей и графики, художник-реставратор Елена Фролова
Утвержденная грамота, важнейшее свидетельство легитимности правления Романовых, появилась в результате долгих дискуссий Земского собора 1613 года, после которых на царство был избран Михаил Федорович Романов. С нее начинаются 300 лет правления династии, сформировавшие современный образ России. Реставрация была приурочена к 400-летию дома Романовых, грамоту готовили для юбилейной выставки. В ходе реставрации, продолжавшейся более двух лет, свиток был демонтирован и превращен в набор сегментов, с которыми теперь могут работать специалисты. Была укреплена бумажная основа, сняты старые заклейки, проведена сухая очистка. В работе использовались только аутентичные материалы, без современных синтетических добавок. Процесс осложнялся большими размерами грамоты, наличием текста на обеих ее сторонах, одновременным использованием железо-галловых чернил и золота. Теперь грамота имеет экспозиционный вид, ее текст и оформление сохранены в полном объеме. Средства на реставрацию выделил Благотворительный фонд «Ренова».
КНИГА ГОДА
Анна Вяземцева. «Тоталитарное искусство Италии» (М., РИП-Холдинг, 2018)
Это первое фундаментальное академическое исследование на русском языке, посвященное искусству Италии 1910–1940-х годов. Книга искусствоведа, преподавателя ряда итальянских университетов Анны Вяземцевой выросла из ее кандидатской диссертации об архитектуре эпохи Муссолини. В четырех главах последовательно рассматриваются итальянский авангард до Первой мировой войны и истоки добровольного альянса футуристов с фашистским режимом, итальянский «возврат к порядку» и изобретение неоклассической традиции — тенденции, характерной для всего европейского искусства того времени, появление «искусства наших дней» — направления, получившего название «Новеченто» по аналогии с периодизацией Ренессанса, и, наконец, монументальные архитектурные ансамбли и градостроительные конкурсы 1930-х годов. Автор не уходит от описания сложностей и противоречий муссолиниевского периода, но сохраняет научную объективность, позволяющую читателю составить представление о своеобразии итальянского тоталитаризма и памятниках искусства и архитектуры той эпохи.
Борис Гройс. «В потоке» (пер. А.Фоменко. М., «Ад Маргинем Пресс», 2018, совместный проект с МСИ «Гараж»)
Очевидная ценность книги Бориса Гройса «В потоке» — ее актуальность, даже злободневность, поскольку нам важно понимать, что происходит именно сейчас, насколько тревожны или, наоборот, благотворны для общества и культуры всем заметные изменения. Гройс взял на себя интеллектуальный труд и риск это объяснить. В книге анализируется, осмысляется сегодняшняя ситуация массового использования социальных сетей и превращения зрителя из потребителя искусства в его производителя, то есть художника. «Взгляд назад», главы, посвященные авангарду, реализму и концептуализму, объясняют, что перемены нашего времени, которое Гройс называет постконцептуальным, — естественный итог развития искусства в ХХ веке. Автор приводит читателя к утешительному выводу, что тревоги о будущем искусства напрасны и вызваны только кризисом традиционных форм его существования.
Аркадий Ипполитов. «Просто Рим. Образы Италии XXI» (М., «КоЛибри», «Азбука-Аттикус», 2018)
Третья книга из серии Аркадия Ипполитова «Образы Италии XXI», как и предыдущие «Особенно Ломбардия» и «Только Венеция», — чтение в удовольствие, интеллектуальная проза отличного литературного качества. Эрудиция автора, его знание Италии и Рима, смелые и часто спорные сравнения и параллели, умение видеть и понимать искусство завораживают читателя. Постоянная смена оптики: то быстрый обзор исторических событий, то пристальное рассматривание произведений архитектуры и живописи или личных отношений, например Бернини и Борромини, — выгодно отличает книгу от научных трудов по истории и стандартных путеводителей. Герой книги не просто Вечный город, а Рим в восприятии человека русской культуры и лично Аркадия Ипполитова, ленинградца-петербуржца, научного сотрудника Эрмитажа, куратора выставок и человека независимых суждений.
Элисон Коул. «Ренессанс в Италии. Жизнь при дворе: искусство, удовольствие, власть» (пер. И.Литвиновой, М., «Слово»/Slovo, 2018)
Исследований об итальянском Ренессансе существует великое множество, этой традиции уже несколько веков. Тем сложнее сегодня обозначить новые релевантные вопросы и выбрать точный ракурс при ответе на них. Искусствовед из Великобритании Элисон Коул сумела это сделать. В ее книге объединяющий акцент поставлен на искусстве, которое создавалось в XV веке исключительно при дворах единоличных правителей. За скобками намеренно оставлены республики вроде Флоренции и Венеции, а также Рим — как исключение из всех правил. На примере Мантуи, Милана, Неаполя и нескольких других городов-государств Коул выводит отточенные и хорошо аргументированные формулы тогдашних отношений между художником и властью. Причем в качестве материала для исследования выбрана не только хрестоматийная триада «живопись, скульптура, архитектура», но и вообще вся «линейка» ренессансной культуры, включая устройство придворных праздников.
Ольга Тилкес. «Истории страны Рембрандта» (М., «Новое литературное обозрение», 2018)
Книга Ольги Тилкес — монументальный труд и увлекательное чтение. Она погружает читателя в историю Нидерландов XVII века, страну и время Рембрандта. Традиционного искусствоведения, анализа произведений великого художника здесь нет. Несколько его портретов, «Урок анатомии» и «Ночной дозор» — только повод для глубокого погружения в историю, подробнейшего, с множеством интересных деталей описания особенностей государственного устройства, религии, нравов, быта, здоровья и отношения к военной службе современников Рембрандта. У книги внушительный справочный аппарат и многостраничная библиография, в ее научности сомневаться не приходится. Но написана она легким, почти разговорным языком, и создается ощущение, что автор была непосредственной участницей описанных событий и лично знакома с выведенными в книге персонажами.
Анна Чудецкая. «Владимир Вейсберг: от цвета к свету» (М., «Искусство — XXI век», 2018)
Эта иллюстрированная монография рассказывает об обстоятельствах жизни и творческом методе художника Владимира Вейсберга (1924–1985). Хранитель произведений Вейсберга в ГМИИ им. А.С.Пушкина, Анна Чудецкая на протяжении ряда лет изучала биографию художника, собирала воспоминания о нем и анализировала его наследие. Книга систематизирует эти сведения, существенно дополняя и расширяя представления об одном из наиболее загадочных живописцев второй половины ХХ века, создателе собственной изобразительной системы на зыбкой грани натуры и беспредметности. Автор монографии внимательно прослеживает эволюцию творчества Вейсберга, делая вывод о глубинной последовательности и преемственности разных этапов. Не оставлен без внимания и дискуссионный вопрос о принадлежности художника к нонконформистской культуре.
Лев Юдин. «Сказать свое...: Дневники. Документы. Письма. Свидетельства современников» (сост., автор вступ. статей и коммент. И.Карасик, М., «Русский авангард», 2017)
Издание дневников и переписки Льва Юдина — результат образцового научного исследования. Ирина Карасик буквально воскресила в нем личность рано погибшего художника, известного прежде всего как верный ученик Казимира Малевича, оставивший о нем подробные, часто цитируемые исследователями записи. Часть работ Юдина утеряна, осталось немного картин и графики, в том числе книжной и журнальной — они воспроизведены в издании, а дневниковые записи — факсимильно, с многочисленными эскизами и зарисовками. Так что дневники и письма, полные размышлений о характере и задачах искусства, погружают читающего именно во внутренний мир рефлектирующего художника. Книга, вышедшая небольшим тиражом, — ценнейший вклад ученого в историю искусства.
ЛИЧНЫЙ ВКЛАД
Михаил Абрамов
Основатель частного Музея русской иконы
Более десяти лет назад Михаил Абрамов основал в Москве Музей русской иконы, ставший первым и единственным в России частным собранием древнерусской иконописи, получившим официальный статус музея. За последний год музей запустил проект «Шедевры школ древнерусской живописи из собраний музеев России», в рамках которого уже дважды привозил уникальные, невиданные московскими зрителями иконы из музеев Ростова Великого и Пскова. Реализовал в Италии, в Риме и в городе Пальманова, совместно с Центральным музеем древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева выставочный проект «Русская икона: молитва и милосердие», к организации которого привлек Мальтийский орден. Проект завершился международной научной конференцией «Святой Николай, Бари и русские иконы» в итальянском городе Бари. Совместно с Серпуховским музеем-заповедником организовал первую выставку старообрядческих древностей, одна из уникальных икон для которой реставрируется на средства Михаила Абрамова. В рамках музейного гранта «Поддержка изучения и популяризации древнерусского искусства» издана книга «Феофан Грек. Фрески в Великом Новгороде» Татьяны Царевской (Новгородский музей).
Вагит Алекперов
Основатель Музея Международного нумизматического клуба
На средства и по инициативе Вагита Алекперова три года назад в Москве был основан Музей Международного нумизматического клуба, в основу которого легла личная коллекция мецената. Она собиралась почти 20 лет, начиналась с российских золотых монет (и поэтому в этой части она особо полная) и далее пополнялась монетами различных стран и эпох, самые древние из которых датируются VI веком до н. э. Коллекция музея представлена традиционно, в витринах в стиле нумизматических кабинетов XIX века, однако рядом с каждой витриной есть планшет, позволяющий рассмотреть аверс и реверс монет в увеличении. Применяется видеомэппинг, с помощью VR-очков можно увидеть сюжеты из истории денежного обращения в России. Так как в музее представлены только оригиналы, и в основном золотые, посетить его можно лишь по записи, группами по 5–15 человек. Но даже при таких строгих условиях посещения музей пользуется успехом у зрителей — на данный момент музей посетило 1,5 тыс. человек.
Леонид Михельсон
Основатель фонда V–A–C («Виктория — искусство быть современным»)
V–A–C, названный Леонидом Михельсоном в честь дочери, которая принимает активное участие в деятельности фонда, становится все более заметным игроком в художественной жизни России и мира. В 2018 году фонд совместно с Московским музеем современного искусства организовал новаторскую выставку «Генеральная репетиция», предложившую новый взгляд на кураторство, выпустил за год восемь книг (в основном переводы на русский важных для понимания современного искусства мыслителей и теоретиков — Вальтера Беньямина, Клэр Бишоп, Мишеля Фуко и других). Фонд поддерживает самые экспериментальные проекты. Так, в рамках сотрудничества с галереей Whitechapel в Лондоне состоялся перформанс российской команды «ВАСЯБЕГИ», а работа арт-группы «Север-7» была приобретена для Музея современного искусства Антверпена (M HKA). Кроме того, фонд поддержал участие в международных биеннале российских художников Таус Махачевой и Сергея Сапожникова. Пространство фонда в Венеции также служит площадкой для необычных опытов (например, палаццо на время превратилось, по образцу советских домов культуры, в ДК «Дзаттере» для местных жителей). Ждем, когда закончится реконструкция ГЭС-2 в Москве, которую Леонид Михельсон обещал сделать открытым для публики культурным пространством.
Наталия Опалева
Основатель и генеральный директор Музея AZ
Музей AZ, отправной точкой которого стала коллекция произведений Анатолия Зверева и других шестидесятников, сразу заявил о своих амбициях, а они не ограничиваются созданием некоего мемориала лишь одного, пусть и легендарного художника, но предполагают «культурологическую игру», по выражению арт-директора музея, Полины Лобачевской. В 2018 году музей осуществил свой первый зарубежный проект: выставка «Новый полет на Солярис» была показана сначала в Фонде Франко Дзеффирелли во Флоренции, а потом в королевском дворце в городе Монца. Эта грандиозная мультимедийная инсталляция, ключом к которой служит знаменитый фильм Андрея Тарковского, сочетает видеообразы и оригинальные произведения 12 неофициальных художников 1960-х годов, от Анатолия Зверева и Эрнста Неизвестного до Юло Соостера и Дмитрия Краснопевцева. Музей также поддержал научную конференцию, организованную Российским институтом искусствознания, посвященную эпохе оттепели. В Москве музей отметил свое трехлетие выставкой «Зверев-Gala», представившей 250 работ художника, и снятым специально по этому случаю анимационным фильмом «Записки сумасшедшего» по зверевским иллюстрациям к повести Гоголя, впервые показанным публике.
Алишер Усманов
Основатель Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт»
Среди разных направлений деятельности фонда Алишера Усманова — поддержка музейных проектов. Фонд стал партнером Государственной Третьяковской галереи в организации двухчастного проекта с Музеями Ватикана (в 2016 году в Москве показали выставку «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо», а в 2018 году в Ватикане открылась экспозиция «Русский путь. От Дионисия до Малевича»). С Мультимедиа Арт Музеем, Москва фонд осуществляет программу выставок произведений из коллекции Центра Помпиду (в 2018-м прошел показ классика поп-арта Джима Дайна). В рамках программы по поддержке людей с нарушением зрения «Особый взгляд» фонд представляет музейные проекты с тифлокомментированием. Фонд также стал партнером выставки «Карта России. Вехи истории» из собрания Музеев Московского Кремля в Приморском государственном объединенном музее им. В.К.Арсеньева (была создана уникальная тактильная модель яйца Фаберже «Сибирский поезд»), а в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева на выставке «Архитектура стадионов» начали проводиться адаптированные экскурсии для незрячих и слабовидящих посетителей. Еще одно направление деятельности фонда Алишера Усманова — фестиваль «Арт-окно» в городах Белгородской, Курской и Оренбургской областей, направленный на обеспечение доступа жителей регионов к столичным культурным проектам. Так, в 2018 году жители Белгорода увидели фильмы об актуальном искусстве кинофестиваля Garage Screen Film Festival музея «Гараж».
Ася Филиппова
Основатель и директор Центра творческих индустрий «Фабрика»
Центр творческих индустрий «Фабрика», один из старейших арт-кластеров Москвы, был основан Асей Филипповой в 2005 году под названием ПRОЕКТ_FАБRИКА и до сих пор это единственный в столице пример художественного центра, существующего на территории действующей фабрики (технических бумаг). Тут нашлось место для представителей разных творческих дисциплин — от современного искусства, дизайна и архитектуры до театра, кино, мультипликации и музыки. Несколько цехов превращены в выставочные залы, которые предоставляются художникам различных направлений для реализации их проектов. Программа «Фабричные мастерские» направлена на поддержку художников в возрасте от 35 до 50 лет, в расцвете карьеры, которые на конкурсной основе получают место для работы и помощь в осуществлении идей. На «Фабрике» есть резиденции для зарубежных художников, работает мастерская экспериментальной печати «Пиранези Lab», проводятся фестивали (как Большой фестиваль мультфильмов), лекции, специальные программы (например, Curating для молодых кураторов, совместно с факультетом истории искусств РГГУ), а также специальные проекты по изучению истории района, где находится центр, и вовлечению в творчество местных жителей.
Давид Якобашвили
Основатель музея «Собрание»
О том, что Давид Якобашвили открывает свой музей, в Москве говорили уже несколько лет. И вот наконец в 2018 году коллекционер представил публике огромное собрание музыкальных инструментов и антикварных редкостей, которое он формировал последние 15 лет. Для музея построено собственное здание в историческом центре Москвы, в районе Солянки. Профиль музея — это «заводное» во всех смыслах слова искусство: всевозможные музыкальные автоматы, самоиграющие инструменты, от шарманок и часов до роялей и органов. Всего в музее насчитывается 20 тыс. единиц хранения, основой послужила коллекция музыкальной механики шведского бизнесмена Билла Линдваля, состоявшая из 460 предметов. Помимо этого, представлены живопись, графика, бронза, декоративно-прикладное русское искусство XIX — начала XX века, в частности работы передвижника Владимира Маковского. Обещают, что музей будет бесплатным и общедоступным, но пока попасть туда можно только по предварительной договоренности.