18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Возрождение шедевра

№8
Материал из газеты

Одну из главных построек Константина Мельникова — Дом культуры им. Русакова на Стромынке — полностью отреставрируют, и в рекордно короткие сроки

Здание, вошедшее во все мировые учебники архитектуры, Константин Мельников строил на пересечении Стромынки и Бабаевской улицы в 1927–1929 годах для рабочего клуба. Как и в случае с остальными мельниковскими клубами — домами культуры «Каучук» на Плющихе и «Буревестник» в Сокольниках, клубами фабрики «Свобода» на Вятской улице и им. Фрунзе на Бережковской набережной, проект этого здания содержал множество новаторских решений. Помимо внешних конструктивных особенностей — трех «зубцов», в которых архитектор разместил трибуны зрительного зала, клуб был насыщен самыми современными на тот момент инженерными механизмами, позволявшими нажатием кнопок и поворотом рычагов превращать один большой зрительный зал в шесть маленьких. Можно было всякий раз заново формировать клубное пространство в соответствии с сиюминутными задачами.

Cегодня от тех подвижных конструкций и перегородок не осталось и следа. Заложены многочисленные окна, которые были расположены по всему фасаду: Мельников строил «дом света». Западные архитекторы, которые начали в перестройку массово приезжать в Москву, все как один бежали первым делом — раньше, чем в Кремль — смотреть на Дом культуры им. Русакова и приходили в ужас, видя ржавую арматуру, торчащую из осыпающейся штукатурки.

В 1987 году клуб все-таки признали памятником архитектуры, правда регионального, а не общегосударственного значения. Что совсем странно, если учесть, что в 1999 году ДК им. Русакова был включен в список объектов истории и культуры, охраняемых ЮНЕСКО, наряду с Кремлем, Красной площадью, Новодевичьим монастырем и усадьбой в Коломенском. И Центробанк России выпустил серебряную монету с этим памятником.

В 1996-м его отдали Театру Романа Виктюка, но по причине ужасающего состояния зал использовался только для репетиций. Артисты сюда вернутся через 330 дней, когда здание должно быть сдано. Отсчет времени пошел с октября, когда был заключен контракт с ООО «АМ-Строй», выигравшим тендер на проведение ремонтных и реставрационных работ. Они должны вернуть зданию вид, соответствующий проекту, реализованному в 1929 году, и отвечать пожеланиям Константина Мельникова. Здесь снова появятся подвижные стены, привезут исторические театральные кресла — всего их осталось 105, — разберут заложенные оконные проемы... При этом полторы сотни миллионов — точнее, около 152 млн руб. — пойдет на ремонт и реставрацию, а еще на 350 млн (их выделит Департамент культуры) будет закуплена машинерия для театра. Пока все гадают, что заставило власти так расщедриться, ремонт памятника идет. Скоро туда можно будет попасть и оценить шедевр изнутри. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+