Здание, вошедшее во все мировые учебники архитектуры, Константин Мельников строил на пересечении Стромынки и Бабаевской улицы в 1927–1929 годах для рабочего клуба. Как и в случае с остальными мельниковскими клубами — домами культуры «Каучук» на Плющихе и «Буревестник» в Сокольниках, клубами фабрики «Свобода» на Вятской улице и им. Фрунзе на Бережковской набережной, проект этого здания содержал множество новаторских решений. Помимо внешних конструктивных особенностей — трех «зубцов», в которых архитектор разместил трибуны зрительного зала, клуб был насыщен самыми современными на тот момент инженерными механизмами, позволявшими нажатием кнопок и поворотом рычагов превращать один большой зрительный зал в шесть маленьких. Можно было всякий раз заново формировать клубное пространство в соответствии с сиюминутными задачами.
Cегодня от тех подвижных конструкций и перегородок не осталось и следа. Заложены многочисленные окна, которые были расположены по всему фасаду: Мельников строил «дом света». Западные архитекторы, которые начали в перестройку массово приезжать в Москву, все как один бежали первым делом — раньше, чем в Кремль — смотреть на Дом культуры им. Русакова и приходили в ужас, видя ржавую арматуру, торчащую из осыпающейся штукатурки.
В 1987 году клуб все-таки признали памятником архитектуры, правда регионального, а не общегосударственного значения. Что совсем странно, если учесть, что в 1999 году ДК им. Русакова был включен в список объектов истории и культуры, охраняемых ЮНЕСКО, наряду с Кремлем, Красной площадью, Новодевичьим монастырем и усадьбой в Коломенском. И Центробанк России выпустил серебряную монету с этим памятником.
В 1996-м его отдали Театру Романа Виктюка, но по причине ужасающего состояния зал использовался только для репетиций. Артисты сюда вернутся через 330 дней, когда здание должно быть сдано. Отсчет времени пошел с октября, когда был заключен контракт с ООО «АМ-Строй», выигравшим тендер на проведение ремонтных и реставрационных работ. Они должны вернуть зданию вид, соответствующий проекту, реализованному в 1929 году, и отвечать пожеланиям Константина Мельникова. Здесь снова появятся подвижные стены, привезут исторические театральные кресла — всего их осталось 105, — разберут заложенные оконные проемы... При этом полторы сотни миллионов — точнее, около 152 млн руб. — пойдет на ремонт и реставрацию, а еще на 350 млн (их выделит Департамент культуры) будет закуплена машинерия для театра. Пока все гадают, что заставило власти так расщедриться, ремонт памятника идет. Скоро туда можно будет попасть и оценить шедевр изнутри.