Сын бывшего крепостного крестьянина Сергей Зарянко (1818–1871) дослужился до звания профессора в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Азам мастерства он учился у Алексея Венецианова, от которого унаследовал умение гладко писать, трепетно относясь к фактуре. Сергей Константинович начинал с изображения интерьеров. Его интерьеры Зимнего дворца были отмечены наградами, а за картину «Внутренность Морского Никольского собора» он получил звание академика. Сегодня интерьеры Зарянко завораживают фантастическим вниманием к деталям, каждая из которых выписана до совершенства — от тканей до паркета. Однако прославился он все же благодаря портретам. И здесь он оставался непревзойденным мастером изображения фактуры. Ему удавалось передать тонкость кружев, блеск атласа, бархатистость кожи, пушистый мех, как никому другому. Вершиной его мастерства стал портрет графа Федора Петровича Толстого, о котором современник писал: «В глазах живая влага, выпуклость — эти глаза смотрят. Рука совершенно отделилась от холста». Именно Зарянко доверили написать портретную галерею царской семьи.
Он был и прекрасным педагогом, среди его учеников — Константин и Владимир Маковские, Василий Перов, Дмитрий Прянишников, Василий Пукирев. Под конец жизни живопись Зарянко вышла из моды, стала неактуальной. Однако сегодня на небольшой выставке, подготовленной к 200-летию со дня рождения художника, его портреты — а их на выставке десять — смотрятся очень даже интересно.
Государственная Третьяковская галерея
Сергей Зарянко. К 200-летию со дня рождения
До 20 января 2019