18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Разум чувству не помеха

№69
Материал из газеты

Авангард и физика говорят об одном?

Последний фундаментальный труд Светланы Батраковой (1929–2017), одного из признанных отечественных исследователей западного искусства ХХ века, посвящен изучению взаимовлияния науки и искусства — и того, как они вместе поменяли наше представление о мире. За эту тему редко кто из специалистов решается браться ввиду ее неподъемности. Светлана Петровна взялась. В своих прежних работах она всегда помещала изобразительное искусство в контекст различных гуманитарных дисциплин. Теперь же пришла очередь естественных наук, точнее, великих открытий в физике. 

Словно предваряя скепсис читателя, автор пишет в предисловии: «Наука и искусство, физика и живопись — как, казалось бы, они далеки друг от друга! <...> Тем не менее художники не единожды интересовались новациями в области точных наук… используют в своих композициях элементы, детали, структуры микромира научных исследований». Хотя в этом воображаемом споре с читателем она соглашается, что «искусство и, скажем, физика оставались весьма далекими друг от друга занятиями», но все же подчеркивает, что они «работали в едином смысловом поле, ощущая, каждый по-своему, совершающийся поворот от классической картины мира — к неклассической».

Монография разведена по четырем большим главам. Они, в свою очередь, разделены на подглавы, где излагаются идеи ученых — от Альберта Эйнштейна до Стивена Хокинга, философов и культурологов — от Анри Бергсона и Эрнста Кассирера до Жиля Делеза и Умберто Эко. И в каждом случае это происходит в диалоге с искусством авангарда — от футуристов, Кандинского, Дюшана, Шагала, Пикассо и Мондриана до сюрреалистов и Поллока. Причем речь здесь идет не только о влиянии научных открытий на искусство, но и наоборот, подтверждением чему служат цитаты из Фридриха Ницше, предлагавшего «взглянуть на науку под углом зрения художника», а также математика и мыслителя Анри Пуанкаре, который в своем труде «Наука и метод» высказал идею об эстетической, а не логической природе математического ума.
Знания Батраковой не могут не впечатлять своей энциклопедичностью. Но книга читается легко — за счет живого, эмоционально окрашенного языка (автор не чурается даже разговорных оборотов). К тому же издание щедро иллюстрировано произведениями искусства — надо полагать, не для визуализации той или иной научной идеи, а чтобы дать и читателю шанс по-своему интерпретировать материал и возникающие ассоциации.  

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+