18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Тайное становится важным

№69
Материал из газеты

В издательской серии фонда IN ARTIBUS «Антология искусствознания XX века» вышел второй том материалов из архива Николая Харджиева, который ныне хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства

В издательской серии фонда IN ARTIBUS «Антология искусствознания XX века» вышел второй том материалов из архива Николая Харджиева, который ныне хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства. Как и первый, второй том — серьезный научный сборник. Однако читать его интересно не только специалистам: статьи, сопровождающие публикацию документов, при всей своей учености не сухи, в них чувствуются живой интерес авторов и увлеченность новыми открытиями.

Комментаторов легко понять. Так, в первой части тома опубликован не издававшийся прежде черновик статьи Велимира Хлебникова «Девы русские!», призывающей оных дев не заниматься наукой. Ученые «лысины» неизбежно погубят их неземную красоту, превратят в «ходячие обложки ученых томов», в «растоптанные и расшатанные мостовые улиц науки, по которым битюги передового мировоззрения из века в век возят лом и старый хлам Дарвина и Маркса». Насколько этот феерический текст связан со временем, призывающим сбросить Пушкина с корабля современности, какую роль играли научные знания в жизни самого Хлебникова, подробно рассказано в статье Александра Парниса.

Еще одно интересное чтение — письма Льва Юдина, преданного ученика Казимира Малевича. Опубликована его переписка 1922 года с товарищами по Уновису Константином Рождественским и Ефимом Рояком. Письма к Рояку, по мнению Ирины Карасик, автора вступительной статьи, особенно любопытны, поскольку в них присутствует литературная игра — будто бы некий художник отправляет другу связку писем своего товарища. Отправитель считает, что именно в письмах содержится истина, поскольку они доподлинно свидетельствуют о прошедшей молодости и былых идеалах. Значение этой переписки, полагает Карасик, трудно переоценить: она касается важного и мало документированного периода жизни «малевичат» — переезда из Витебска в Петроград и осознания ими себя как дееспособной, сплоченной группы, готовой утверждать новое искусство.

Совсем другие, нежные, письма Ольги Розановой к сестре (они переписаны Харджиевым с подлинников) и Алексею Крученых. Эти страницы тоже о поисках нового искусства, но еще в предреволюционную пору. Бытовое, личное, любовное в ее письмах составляют единое целое с творческим поиском. «У меня разводятся новые знакомые и есть интересные, но художественная среда и художественные интересы поглощают меня и мне ближе всего», — пишет 26-летняя Розанова в декабре 1912 года. Она «шляется» в «Бродячую собаку», жалуется, что ее картины не покупают, и признается Крученых: «Твои стихи лучше моих гравюр». Она и сама пишет «беспредметные» стихотворения. И беспокоится, понравятся ли Малевичу ее «наклейки» — композиции из разноцветной бумаги.

Еще один раздел — материалы о пребывании Казимира Малевича и Эль Лисицкого в 1920 году в Оренбурге. Там, как и в других городах, они организовывали филиал Уновиса. А заканчивают книгу воспоминания Вячеслава Иванова о встречах с Николаем Харджиевым. Воспоминания не приукрашивают вздорный характер собирателя, со временем превратившегося в приобретателя. Но и не умаляют его заслуг. «Подобно музыканту, Харджиев был наделен „абсолютным слухом“ в поэзии. В изобразительном искусстве он также обладал способностью отличать истинное и чудесное. Как он прилагал максимум усилий, чтобы опубликовать Хлебникова, так он стал и одним из первых, кто делал выставки Малевича и Филонова». 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+