18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Ре-школа» научит бережному обращению с наследием

Новая образовательная инициатива — совместный проект бюро «Рождественка», старейшей французской школы реставрации L’École de Chaillot, Высшей школы экономики и Высшей школы урбанистики

Историческая ткань — тонкая субстанция, которая очаровывает в старых городах и по поводу сохранения которой постоянно ломаются копья. Новый образовательный проект «Ре-школа», где недавно начались занятия первого потока, должен научить бережному обращению с наследием. Институция, которой руководит Наринэ Тютчева, — совместное детище основанного ею же архитектурного бюро «Рождественка» (среди их проектов — флигель «Руина» Музея архитектуры), старейшей французской школы реставрации L’École de Chaillot, Высшей школы экономики и Высшей школы урбанистики. Преподают здесь специалисты из всех четырех учреждений, а также приглашенные эксперты по отдельным дисциплинам (например, экологи из МГУ).

«Большой опыт работы в сфере исторической среды и сохранения наследия навел меня на мысль, что реставрации как традиционного способа сохранения наследия недостаточно. Основная проблема заключается не в том, как сохранить здание — хотя и в этом тоже, конечно, — но, главное, в том, зачем его сохранять. Из-за того, что этот вопрос все время остается за скобками, происходят необратимые процессы, потому что наследие либо гибнет за ненадобностью, либо жестко переделывается и в нем исчезает как раз то, чем оно нам дорого. Мне показалось, что есть необходимость в создании мультидисциплинарной программы, которая не только вбирала бы в себя работу с объектом, но и проповедовала бы комплексный средовой подход», — рассказывает Наринэ Тютчева.

Курс «Ре-школы» рассчитан на год и, помимо теоретической базы, предполагает практическую работу в полях. Результатом обучения должен стать проект ревалоризации (слово «приспособление» здесь принципиально не используют) конкретного пространства. В этом году студенты разрабатывают проект Гороховца, ставшего номинантом на статус объекта ЮНЕСКО. Если дипломная работа будет выполнена хорошо, город бесплатно получит полный набор проектной документации, которая позволит сохранить его уникальность и вдохнуть больше жизни.

«Это школа разнообразных технологий с приставкой „ре“ — не только реставрации, но и реконструкции, реновации, ревитализации. И мне кажется, любой архитектор и госслужащий, работающий с историческим городом — а таких у нас подавляющее большинство, — должен в обязательном порядке владеть этими инструментами. Мы выстроили методику, которая едина для всех участников процесса: архитекторов, инженеров, юристов, экономистов. Понимание процессов должно быть у всех общее», — поясняет Тютчева.

По окончании курса студенты получают диплом Masters в области исторического наследия Высшей школы экономики, сертификат L’École de Chaillot и диплом «Ре-школы» в области ревалоризации наследия. От абитуриентов, помимо высшего образования, ожидали знания истории архитектуры, хотя бы минимального опыта работы и твердой мотивации. В первом наборе из 15 человек в итоге оказались главные архитекторы городов, служащие департаментов культурного наследия, руководители проектных компаний. Актуальность учебной программы понятна и в регионах — пять человек приезжают на занятия из Татарстана благодаря стипендии, выделенной президентом республики. 

О заданном «Ре-школой» направлении уже можно судить по результатам летней практики, на которой отрабатывались методики. В течение трех недель практиканты исследовали территорию Златоустовского монастыря в Китай-городе, которому выпала драматическая судьба. В 1920–1930-е годы монастырь, с XIII века служивший усыпальницей знатных родов, был снесен и застроен жилыми домами НКВД, которые, в свою очередь, стали свидетелями многочисленных репрессий. Разработанный проект ставил целью проявить многослойность истории. В числе предложений — трехмерная модель утраченных зданий с виртуальной экскурсией, подсветка на месте фундаментов монастырских храмов и символическая колокольня вместо снесенной монастырской. Проект выглядит вполне жизнеспособным — настоятель монастыря уже ищет возможности его реализации. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+