Историческая ткань — тонкая субстанция, которая очаровывает в старых городах и по поводу сохранения которой постоянно ломаются копья. Новый образовательный проект «Ре-школа», где недавно начались занятия первого потока, должен научить бережному обращению с наследием. Институция, которой руководит Наринэ Тютчева, — совместное детище основанного ею же архитектурного бюро «Рождественка» (среди их проектов — флигель «Руина» Музея архитектуры), старейшей французской школы реставрации L’École de Chaillot, Высшей школы экономики и Высшей школы урбанистики. Преподают здесь специалисты из всех четырех учреждений, а также приглашенные эксперты по отдельным дисциплинам (например, экологи из МГУ).
«Большой опыт работы в сфере исторической среды и сохранения наследия навел меня на мысль, что реставрации как традиционного способа сохранения наследия недостаточно. Основная проблема заключается не в том, как сохранить здание — хотя и в этом тоже, конечно, — но, главное, в том, зачем его сохранять. Из-за того, что этот вопрос все время остается за скобками, происходят необратимые процессы, потому что наследие либо гибнет за ненадобностью, либо жестко переделывается и в нем исчезает как раз то, чем оно нам дорого. Мне показалось, что есть необходимость в создании мультидисциплинарной программы, которая не только вбирала бы в себя работу с объектом, но и проповедовала бы комплексный средовой подход», — рассказывает Наринэ Тютчева.
Курс «Ре-школы» рассчитан на год и, помимо теоретической базы, предполагает практическую работу в полях. Результатом обучения должен стать проект ревалоризации (слово «приспособление» здесь принципиально не используют) конкретного пространства. В этом году студенты разрабатывают проект Гороховца, ставшего номинантом на статус объекта ЮНЕСКО. Если дипломная работа будет выполнена хорошо, город бесплатно получит полный набор проектной документации, которая позволит сохранить его уникальность и вдохнуть больше жизни.
«Это школа разнообразных технологий с приставкой „ре“ — не только реставрации, но и реконструкции, реновации, ревитализации. И мне кажется, любой архитектор и госслужащий, работающий с историческим городом — а таких у нас подавляющее большинство, — должен в обязательном порядке владеть этими инструментами. Мы выстроили методику, которая едина для всех участников процесса: архитекторов, инженеров, юристов, экономистов. Понимание процессов должно быть у всех общее», — поясняет Тютчева.
По окончании курса студенты получают диплом Masters в области исторического наследия Высшей школы экономики, сертификат L’École de Chaillot и диплом «Ре-школы» в области ревалоризации наследия. От абитуриентов, помимо высшего образования, ожидали знания истории архитектуры, хотя бы минимального опыта работы и твердой мотивации. В первом наборе из 15 человек в итоге оказались главные архитекторы городов, служащие департаментов культурного наследия, руководители проектных компаний. Актуальность учебной программы понятна и в регионах — пять человек приезжают на занятия из Татарстана благодаря стипендии, выделенной президентом республики.
О заданном «Ре-школой» направлении уже можно судить по результатам летней практики, на которой отрабатывались методики. В течение трех недель практиканты исследовали территорию Златоустовского монастыря в Китай-городе, которому выпала драматическая судьба. В 1920–1930-е годы монастырь, с XIII века служивший усыпальницей знатных родов, был снесен и застроен жилыми домами НКВД, которые, в свою очередь, стали свидетелями многочисленных репрессий. Разработанный проект ставил целью проявить многослойность истории. В числе предложений — трехмерная модель утраченных зданий с виртуальной экскурсией, подсветка на месте фундаментов монастырских храмов и символическая колокольня вместо снесенной монастырской. Проект выглядит вполне жизнеспособным — настоятель монастыря уже ищет возможности его реализации.