18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

2019 год в Бельгии посвящен Питеру Брейгелю Старшему

№69
Материал из газеты

Серия выставок и мероприятий приурочена к 450-летию со дня смерти художника и проходит в рамках проекта «Фламандские мастера». Бельгийцы покажут Брейгеля современного, технологичного и черно-белого

В 2018 году в Бельгии, точнее, в северной части страны стартовал грандиозный проект «Фламандские мастера», призванный напомнить об эпохе необычайного расцвета искусства во Фландрии в XV–XVII веках, когда этот регион был одним из главных культурных центров Европы. Трехлетняя программа (2018–2020 годы) посвящена трем художникам, с которыми в первую очередь связан сам термин «фламандская манера»: это Ян ван Эйк, Питер Пауль Рубенс и Питер Брейгель. Каждый год Фландрия, а с ней и другие европейские страны чествуют одного из мастеров серией выставок и иных мероприятий; в центре внимания оказывается один из городов, с которым связан главный герой. Так, 2018-й был объявлен годом Рубенса и эпохи барокко, а основным местом действия стал Антверпен. В 2019 году в Брюсселе и по всей Фландрии пройдет множество мероприятий, посвященных 450-летию со дня смерти Питера Брейгеля Старшего. Проект «Фламандские мастера» завершится в 2020 году, когда после многолетней реставрации во всем великолепии можно будет наконец увидеть Гентский алтарь, главное творение Яна ван Эйка, который и станет героем года.

В преддверии года Брейгеля уже состоялась большая монографическая выставка работ художника в Вене, в Музее истории искусств. В числе ее кураторов был Манфред Зеллинк, директор и главный хранитель Музея изящ­­­ных искусств в Антверпене.

Автор самобытных и наполненных скрытыми смыслами картин на сюжеты из Библии, античных мифов и нидерландских пословиц, Питер Брейгель Старший — один из самых загадочных художников в истории искусства. О его жизни известно очень немного, а из созданного мастером до нас дошло всего 45 картин. Даже дата рождения художника точно не установлена, считается, что он родился между 1525 и 1530 годами, зато достоверно известно, что в 1551 году Брейгель стал членом антверпенской гильдии святого Луки — профессионального объединения художников, и с этого момента можно отсчитывать его творческую биографию. Два следующих года Брейгель проводит в Италии, а в 1554-м возвращается во Фландрию. В 1563 году он переезжает в Брюссель, который был тогда центром притяжения как художников, так и новой буржуазии, то есть потенциальных заказчиков живописи. Здесь он жил вплоть до самой своей смерти 9 сентября 1569 года. Питер Брейгель Старший стал родоначальником большой художественной династии, включавшей его сыновей Питера Брейгеля Младшего, копии работ отца которого можно встретить во многих музеях мира, и Яна Брейгеля Старшего (Бархатного), автора замечательных пейзажей и цветочных натюрмортов, а также современника Рубенса и Антониса ван Дейка — Давида Тенирса Младшего.

На 2019 год запланирована серия выставок по всей Фландрии, но центром года Брейгеля станет Брюссель — город, где жил художник и где находится наибольшее количество его произведений. Второе в мире по величине собрание его картин, после коллекции Музея истории искусств в Вене, хранится в Королевских музеях изящных искусств Брюсселя, а Королевской библиотеке Бельгии принадлежит богатейшая коллекция рисунков и гравюр Брейгеля. 

Проект «Невиданные шедевры» в Королевских музеях изящных искусств, кроме произведений художника из постоянной экспозиции, в частности знаменитой картины «Падение Икара» (ныне, впрочем, доказано, что это копия; представляет виртуальную экспозицию, созданную совместно с Институтом культуры Google. Она позволяет рассмотреть 12 работ Брейгеля из 8 музеев мира в мельчайших деталях. Еще один проект — проекционный зал Брейгеля, где посетители буквально попадают внутрь трех его картин. Здесь можно «постоять» рядом с жителями деревни с картины «Пословицы» (1559), «встретиться» с чтецом псалмов с «Проповеди святого Иоанна Крестителя» (1566) или «вживую» увидеть «Низвержение падших ангелов» (1562).

Возможно, самым значимым событием года Брейгеля в Брюсселе станет выставка «Мир Брейгеля в черно-белом цвете» в Королевской библиотеке, где хранится полная коллекция гравюр художника. Экспозиция позволит лучше понять жизнь и творчество Брейгеля, а также его творческий метод. Уникальный, почти исторический шанс увидеть всю графику мастера в одном месте.

Работы великого живописца будут выставляться не только в Брюсселе, но и в Антверпене, где подготовлена своя программа года Брейгеля. Выставка «Возвращение „Безумной Греты“ Брейгеля» в Музее Майер ван ден Берг приурочена к окончанию реставрации картины, в ходе которой были сделаны важные открытия. Во время многопрофильного исследования эксперты выяснили, что Брейгель не писал на ней название Dulle («безумная»), надпись была нацарапана позже. Была скорректирована и дата создания: цифры 1563 обнаружились после удаления нескольких слоев позднейших записей. Ранее считалось, что картина написана в 1561 году. Когда были сняты эти слои поздних записей и пожелтевшего лака, она предстала в своем первоначальном виде. После реставрации стали видны скрытые многие годы детали, например прекрасный пейзаж на заднем плане.

Ряд экспозиций будет посвящен творчеству современников Питера Брейгеля, в частности художников-граверов той эпохи (Центр изобразительных искусств BOZAR, Брюссель, февраль — май 2019 года), и рисункам его сына Яна Брейгеля Старшего (музей «Дом Снейдерса и Рококса», Антверпен, октябрь 2019 года — январь 2020 года). Долгожданной мировой премьерой станет выставка «Бернард ван Орлей. Дорога к Брейгелю» (BOZAR, весна 2019 года). Творчество ван Орлея (1488–1541), ключевой фигуры брюссельской художественной жизни XVI столетия, считается важнейшим звеном между искусством «фламандских примитивов» (Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Ханс Мемлинг и другие) и произведениями Питера Брейгеля Старшего. 

Важной особенностью программы «Фламандских мастеров» 2019 года стало активное использование возможностей виртуальной реальности, а также внимание к иммерсивным проектам. Путешественники, которые отправятся в Бельгию на мероприятия года Брейгеля, смогут не только по-новому взглянуть на произведения художника (макросъемка, фотографии работ в рентгеновских, инфракрасных лучах и так далее), но и практически перенестись в его эпоху, а также посмотреть на мир его глазами. Так, выставка «Мир Брейгеля» в музее под открытым небом Бокрейк, расположенном к востоку от Брюсселя всего в часе езды на автомобиле, предлагает увидеть, услышать и даже попробовать на вкус эпоху Брейгеля. В Халлепорте, некогда воротах второй городской стены Брюсселя, гостей выставки «Брейгель. Путь в XVI век» с помощью сочетания уникальных объектов из коллекции художественно-исторического музея и технологий виртуальной и дополненной реальности забросят прямиком в картины художника. Другой пример подобного рода — специально разработанные пешеходный и велосипедные маршруты по бельгийской коммуне Дилбек в провинции Фламандский Брабант, которые позволяют увидеть своими глазами пейзажи, когда-то вдохновлявшие художника. Известно, что Питер Брейгель Старший основывал свои работы на видах сельской местности Пайот­тенланд с ее пологими холмами. Брейгель был настоящим мастером пейзажа: он удивляет зрителя уникальными перспективами, гармоничными композициями и видами, насыщенными деталями.

Наконец, не обойдется и без современного искусства. Выставка «Пир дураков» в замке Гасбек знакомит зрителя с опытом осмысления творчества Брейгеля художниками ХХ века и нашими современниками. Дополнительным пунктом развлекательной программы может стать визит в брассери замка на бокал крафтового пива сор­та geuze, только что сваренного по рецепту времен Брейгеля. 

Специальное приложение

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+