«Чтоб вам жить в интересные времена»
Джардини и Арсенал, Венеция
11 мая — 24 ноября
Старейшая в мире биеннале пройдет этим летом и осенью в 58-й раз. В нынешнем году ее куратор, директор лондонской Hayward Gallery Ральф Ругофф, сосредоточится на исследовании наших неспокойных времен, а ее название «Чтоб вам жить в интересные времена» (May You Live in Interesting Times) аналогично русскому «Не дай вам бог жить в эпоху перемен».
«В экспозицию „Чтоб вам жить в интересные времена“ обязательно войдут произведения, в которых подвергаются анализу различные аспекты современной жизни, в том числе разнообразные угрозы основным традициям, институциям и взаимоотношениям, характерным для„“послевоенного порядка“, — пишет он в своем кураторском манифесте. — Но давайте с самого начала признаем, что искусство все-таки действует не в сфере политики».
Ругофф также дал понять, что его выставка будет иммерсивной и интерактивной, поскольку он «предложит посетителям ряд игровых по своей сути опытов, ведь наша сущность наиболее полно раскрывается именно в игре». Он рассказывал The Art Newspaper, что ему нравится, когда директор бросает вызов классической форме биеннале, как это сделал Франческо Бонами в Венеции в 2013 году с его 12 сокураторами (некоторые из них были художниками). «Биеннале будет развиваться, если думать прежде всего о ее формате и структуре, а не о теме», — говорит Ругофф.
«Поломанная природа: дизайн размышляет о выживании человечества»
Дворец искусств, Милан
1 марта — 1 сентября
Старший куратор отдела архитектуры и дизайна нью-йоркского Музея современного искусства (МоМА) и куратор Миланской триеннале этого года Паола Антонелли анализирует взаимоотношения человечества и окружающей среды. «„Поломанная природа“ — это глубокое исследование уз, связывающих человека с естественной средой, которые то и дело ставятся под угрозу, если не полностью расторгаются», — говорят организаторы. В числе специально созданных для биеннале проектов новая работа из серии «Потоки руды» итальянского дуэта дизайнеров Formafantasma — результат их исследования, посвященного переработке металлических отходов, источником которых служат электронные гаджеты. А бейрутский коллектив Sigil привезет работу «Пение птиц», рассказывающую об отношениях между птицами, людьми и историей и ландшафтом Сирии.
«Выход из эхо-камеры»
Различные площадки в Шардже
7 марта — 10 июня
Трое кураторов создадут «серию провокаций, посвященных тому, как можно переосмыслить вид, форму и функции „эхо-камеры“ современной жизни», — говорят организаторы 14-й Биеннале в Шардже, которая пройдет на различных площадках ближневосточного эмирата. Выставка «Путешествие без указателей», которую организует художественный директор вьетнамского Центра современного искусства «Фабрика» Зои Батт, будет по большей части состоять из произведений художников — представителей «глобального Юга». Клэр Танконс представит экспозицию «Ищи меня вокруг себя», а секция Омара Холеифа будет носить название «Создавая новое время». В числе художников, которые создадут произведения для биеннале по специальному заказу, — Эми Сигел, Карлос Гараикоа, Меиро Коидзуми, Лоуренс Абу Хамдан и другие.
«Седьмой континент: антропология децентрализованного мира»
Различные площадки в Стамбуле
14 сентября — 10 ноября
Французский куратор Николя Буррио, ранее занимавший пост директора Пале-де-Токио в Париже, говорит, что видит Стамбульскую биеннале как выставку, которая «исходит из определения искусства как молекулярной антропологии, исследующей влияние человека на его вселенную, следы, которые он в ней оставляет, и его взаимодействие с не-людьми». Он также подчеркивает, что Стамбул — это своего рода «перекресток миров», играющий особую роль в эпоху глобальной политики.
«Бессмертие»
10 сентября — 1 декабря
Уральский оптико-механический завод, Екатеринбург
На тему бессмертия по предложению куратора Шаоюй Вэн художники из разных стран будут размышлять в переоснащающихся цехах Уральского оптико-механического завода, который занимается производством продукции преимущественно для военных нужд.
Как и в прошлый раз, биеннале будет состоять из основного проекта, параллельной, образовательной программ, перформанс-платформы, спецпроектов, а также нескольких арт-резиденций.