18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Рекордный Брейгель позади. Что на очереди?

В венском Музее истории искусств (KHM) завершилась выставка Питера Брейгеля Старшего, которую за три с половиной месяца работы посетило более 400 тыс. человек. По словам директора музея Сабины Хааг, особенным успехом она пользовалась у туристов из России

В последние дни работы выставки никакой #очерединабрейгеля у входа в венский Музей истории искусств уже не наблюдалось, зато на фасаде красовалась афиша с надписью “Bruegel. Sold out” («Брейгель. Распродано») — билетов действительно не было ни в кассах, ни онлайн, ни обычных, ни для друзей KHM, музейных сотрудников или прессы. Реагируя на феноменальный спрос у зрителей, музей продлил выставку на 13 часов — в выходные 12 и 13 января перед своим закрытием экспозиция работала до часу ночи.

Билеты на дополнительный вечерний показ были распроданы за несколько минут. Количество желающих купить билеты на Bruegel Finale было так велико, что сервер музея не выдержал и сайт по продаже музейных билетов обвалился. Вечером в субботу и воскресенье в залах, где проходила выставка, было настоящее вавилонское столпотворение — в первом же зале люди становились в очередь, чтобы подойти к картинам. Только в эти последние часы экспозицию посетило около 1 тыс. человек, а общее количество посетителей выставки достигло рекордных для KHM 408 тыс. Успешная рекламная кампания — слоган выставки «Однажды в жизни» — обеспечила и великолепные продажи каталога (было продано более 20 тыс. экземпляров).

Разумеется, назвать точное число русских посетителей выставки не берется никто, но в пресс-службе отмечают, что это не менее 6% всех посетителей. В музее признаются, что такого наплыва из России они не ожидали и были очень удивлены. Мы также не можем вспомнить ни одной выставки за пределами России, которая привлекла бы столько русских. Кажется, выставочный бум, который можно наблюдать в последние несколько лет в Москве и Санкт-Петербурге, привел к тому, что наши соотечественники все чаще подгадывают поездки за рубеж к посещению мировых выставок-блокбастеров. Подтверждение этому — популярность паблика в Facebook «Надо ехать смотреть» (@mustseeart), на который подписано около 20 тыс. человек. Кстати, именно там появилась одна из первых заметок, горячо рекламировавших выставку Брейгеля, с которой, как считается, и началась невиданная популярность этой выставки у русскоязычных пользователей Facebook. Среди причин этого массового паломничества на Брейгеля называли и популярность художника в Советском Союзе благодаря своеобразным киноцитатам у Тарковского, и даже пост оппозиционера Алексея Навального в том же Facebook, посетившего выставку и призывавшего своих подписчиков последовать его примеру. Директор венского Музея истории искусств Сабина Хааг рассказала нам, что среди посетителей KHM всегда значительный процент составляют именно туристы из России, поэтому в музее появились, например, аудиогиды на русском. Интереса к венскому музею в России, по ее словам, добавили и обменные выставки в рамках сотрудничества с Государственным Эрмитажем: «Имперские столицы: Санкт-Петербург — Вена. Шедевры музейных коллекций» в Санкт-Петербурге и «Эрмитаж в гостях. Шедевры от Боттичелли до ван Дейка» в Вене, на открытии которых присутствовал президент России Владимир Путин.

На вопрос о том, как она сама относится к подобному типу выставок-блокбастеров, которые бьют рекорды посещаемости и на которых из-за толп не всегда удается подойти к экспонатам, Сабина Хааг ответила, что это все же хороший знак, особенно для выставок старых мастеров. «Часто можно наблюдать такое по отношению к импрессионистам или современному искусству, но для старого мастера такая посещаемость — скорее редкость, и мы очень рады, что нам удалось добиться такого успеха с Брейгелем. Думаю, это сигнал другим музеям: хороший кураторский проект и слаженная работа команды — пресс-службы, отдела маркетинга и т. д., — с классическим искусством это тоже возможно. Нужно работать, и все получится», — сказала она. В этом году ударной выставкой KHM обещает стать совместная экспозиция двух главных мастеров итальянского барокко, живописца Караваджо и скульптора Бернини, которая откроется в октябре. Русских на ней тоже ждут. Однако серьезную конкуренцию Вене на этот раз составит Париж — Лувр готовит выставку Леонардо да Винчи, так что стоит ждать засилья русских на улицах города и #очередьналеонардо.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+