В последние дни работы выставки никакой #очерединабрейгеля у входа в венский Музей истории искусств уже не наблюдалось, зато на фасаде красовалась афиша с надписью “Bruegel. Sold out” («Брейгель. Распродано») — билетов действительно не было ни в кассах, ни онлайн, ни обычных, ни для друзей KHM, музейных сотрудников или прессы. Реагируя на феноменальный спрос у зрителей, музей продлил выставку на 13 часов — в выходные 12 и 13 января перед своим закрытием экспозиция работала до часу ночи.
Билеты на дополнительный вечерний показ были распроданы за несколько минут. Количество желающих купить билеты на Bruegel Finale было так велико, что сервер музея не выдержал и сайт по продаже музейных билетов обвалился. Вечером в субботу и воскресенье в залах, где проходила выставка, было настоящее вавилонское столпотворение — в первом же зале люди становились в очередь, чтобы подойти к картинам. Только в эти последние часы экспозицию посетило около 1 тыс. человек, а общее количество посетителей выставки достигло рекордных для KHM 408 тыс. Успешная рекламная кампания — слоган выставки «Однажды в жизни» — обеспечила и великолепные продажи каталога (было продано более 20 тыс. экземпляров).
Разумеется, назвать точное число русских посетителей выставки не берется никто, но в пресс-службе отмечают, что это не менее 6% всех посетителей. В музее признаются, что такого наплыва из России они не ожидали и были очень удивлены. Мы также не можем вспомнить ни одной выставки за пределами России, которая привлекла бы столько русских. Кажется, выставочный бум, который можно наблюдать в последние несколько лет в Москве и Санкт-Петербурге, привел к тому, что наши соотечественники все чаще подгадывают поездки за рубеж к посещению мировых выставок-блокбастеров. Подтверждение этому — популярность паблика в Facebook «Надо ехать смотреть» (@mustseeart), на который подписано около 20 тыс. человек. Кстати, именно там появилась одна из первых заметок, горячо рекламировавших выставку Брейгеля, с которой, как считается, и началась невиданная популярность этой выставки у русскоязычных пользователей Facebook. Среди причин этого массового паломничества на Брейгеля называли и популярность художника в Советском Союзе благодаря своеобразным киноцитатам у Тарковского, и даже пост оппозиционера Алексея Навального в том же Facebook, посетившего выставку и призывавшего своих подписчиков последовать его примеру. Директор венского Музея истории искусств Сабина Хааг рассказала нам, что среди посетителей KHM всегда значительный процент составляют именно туристы из России, поэтому в музее появились, например, аудиогиды на русском. Интереса к венскому музею в России, по ее словам, добавили и обменные выставки в рамках сотрудничества с Государственным Эрмитажем: «Имперские столицы: Санкт-Петербург — Вена. Шедевры музейных коллекций» в Санкт-Петербурге и «Эрмитаж в гостях. Шедевры от Боттичелли до ван Дейка» в Вене, на открытии которых присутствовал президент России Владимир Путин.
На вопрос о том, как она сама относится к подобному типу выставок-блокбастеров, которые бьют рекорды посещаемости и на которых из-за толп не всегда удается подойти к экспонатам, Сабина Хааг ответила, что это все же хороший знак, особенно для выставок старых мастеров. «Часто можно наблюдать такое по отношению к импрессионистам или современному искусству, но для старого мастера такая посещаемость — скорее редкость, и мы очень рады, что нам удалось добиться такого успеха с Брейгелем. Думаю, это сигнал другим музеям: хороший кураторский проект и слаженная работа команды — пресс-службы, отдела маркетинга и т. д., — с классическим искусством это тоже возможно. Нужно работать, и все получится», — сказала она. В этом году ударной выставкой KHM обещает стать совместная экспозиция двух главных мастеров итальянского барокко, живописца Караваджо и скульптора Бернини, которая откроется в октябре. Русских на ней тоже ждут. Однако серьезную конкуренцию Вене на этот раз составит Париж — Лувр готовит выставку Леонардо да Винчи, так что стоит ждать засилья русских на улицах города и #очередьналеонардо.