18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Графика Тышлера, Анненкова и Рабина выставлена на торги за 1 рубль

На аукционе «Литфонда» 26 января у покупателей есть шанс предложить свою цену за карандашный портрет Анны Ахматовой Александра Тышлера, рисунок гуся от Кукрыниксов, пастель «Интимный интерес» Анатолия Зверева и многое другое

В каталоге аукциона 26 января представлено 270 лотов, среди которых гравюры XVIII века, работы русских классиков вроде Владимира Маковского, Альберта Бенуа и Филиппа Малявина, советская графика, современные произведения и предметы декоративно-прикладного искусства. Вполне традиционный набор для московского аукциона, главное отличие заключается в отсутствии эстимейтов, участникам предлагается самостоятельно формировать цену на каждый лот в конкурентной борьбе.

В каталоге предстоящего аукциона можно найти произведения на любой вкус, в частности ностальгические виды Москвы 1950–1970-х годов Валентины Алимовой и Михаила Маторина, эстетские рисунки Юрия Анненкова и Константина Рудакова, тиражные работы Эрнста Неизвестного и Оскара Рабина, коллаж Сергея Параджанова «Мона Лиза», фаянсовую тарелку 1925 года «Ленин умер, но заветы его живы» или абстрактный рисунок Франциско Инфанте-Арана «Вариант № 14» 1964 года. 

Есть несколько работ, чья необычная судьба заслуживает отдельного рассказа. Например, пастель Анатолия Зверева под названием «Интимный интерес», подписанная и датированная 1959 годом, происходит из собрания знаменитого коллекционера Георгия Костаки. Часть рисунка (считается, что это автопортрет) не сохранилась: лист обгорел. Это одна из немногих работ, уцелевших во время пожара на даче Костаки в Баковке весной 1976 года. «Гусь» 1933 года, забавный рисунок Кукрыниксов, творческого союза карикатуристов Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова (оставим за скобками вопрос, как сделать набросок втроем), — это подарок актеру Дмитрию Кара-Дмитриеву, что подтверждает надпись на обороте. 

Значительную шумиху в СМИ вызвало появление на торгах карандашного портрета Анны Ахматовой, выполненного Александром Тышлером. Поэтессу и художника связывала многолетняя дружба, однако Тышлер лишь однажды создает цикл графических портретов Ахматовой, в 1943 году в Ташкенте, где оба оказались в эвакуации. Именно к этой серии относится рисунок из каталога аукциона «Литфонда». Интерес прессы легко понять: великий художник изображает великую Ахматову — и вдруг обескураживающая «цена», всего 1 руб. Нам представляется, что это прекрасный рекламный ход «Литфонда», и рисунок в конце концов будет продан по рыночной стоимости.

Аукционный дом «Литфонд» проводит торги живописи, графики и предметов декоративного искусства по системе «все по рублю» с весны 2018 года. Уже первый такой аукцион показал, что привлекательный старт только подстегивает азарт участников, а серьезные работы все равно достигают значительных цен. Крошечный ранний рисунок Василия Кандинского ушел тогда за 650 тыс. руб., а фарфоровые чашка с блюдцем 1920-х годов, расписанные по эскизу Александры Щекатихиной-Потоцкой, — почти за миллион (950 тыс. руб.).

В комментарии для The Art Newspaper Russia генеральный директор «Литфонда» Сергей Бурмистров отметил, что «такая система позволяет показать реальную точку с ценой, где встречаются спрос и предложение». «По итогам прошлого года мы можем сказать, что продажи выросли в 2–2,5 раза. Владельцы довольны, когда их работы продаются, поэтому, увидев реальные результаты, продавцы приходят к нам снова. Кроме того, „рублевые аукционы“ позволяют нам и всем участникам рынка увидеть истинное положение дел. Экономическая ситуация такова, что цены постоянно меняются, пока, к сожалению, в сторону понижения. Продавцы не успевают психологически приспособиться к меняющемуся рынку, и данная система, несомненно, всем нам помогает в этом. Еще один момент, аукцион — это все-таки шоу. Когда ты сидишь в аукционном зале и раз за разом слышишь фразу аукциониста „лот снят“, у тебя чаще всего пропадает желание что-либо покупать. Мы предлагаем людям игру и видим, что многие с удовольствием в нее включаются», — рассказал гендиректор «Литфонда».

Сергей Бурмистров пояснил, что при подготовке таких аукционов резервные цены (это сумма, ниже которой лот не может быть продан, по договору с владельцем произведения) серьезно корректируются или даже полностью снимаются. На торгах 26 января он посоветовал обратить внимание на большую подборку произведений советского неофициального искусства и заметил, что в целом интерес коллекционеров в последнее время сильно сдвинулся в сторону искусства второй половины ХХ века.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+