18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Крестный отец» американского киноавангарда Йонас Мекас скончался на 97-м году жизни

Вместе с другим знаменитым литовцем Джорджем Мачюнасом Мекас основал Fluxus — интернациональное движение, возникшее на волне левацких настроений эпохи битников, хиппи и студенческих волнений конца 1950-х — 1960-х

«Без Мекаса экспериментального кино просто бы не было», — считает Стюарт Комер, главный куратор отдела медиа и перформанса Музея современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке. Биография молодого Йонаса Мекаса тесно переплетена с трагическими событиями Второй мировой, определившими и его дальнейшую жизнь. Литовец по происхождению и участник Сопротивления, он был схвачен немцами в 1944 году и помещен в трудовой лагерь в Германии, затем в лагерь для перемещенных лиц, откуда в 1949 году эмигрировал в США. Поселившись в Нью-Йорке в демократичном Бруклине, он вскоре приобрел 16-мм кинокамеру Bolex и начал снимать свои экспериментальные фильмы. Затем в 1954 году вместе с братом, тоже иммигрировавшим в США, основал журнал «Культура кино», а в 1962 году — Кооператив кинематографистов, в который мог вступить любой желающий. В 1970-м он стал сооснователем еще и Антологии архивного кино, ставшей со временем крупнейшим хранилищем экспериментальных фильмов. 

Мекас дружил и сотрудничал с Алленом Гинзбергом, Энди Уорхолом, Йозефом Бойсом, Сальвадором Дали, Джоном Ленноном и Йоко Оно. Именно Мекас был автором идеи культового немого фильма Уорхола «Эмпайр» (1964), снятого одним дублем, где более восьми часов сменяют друг друга кадры Эмпайр-стейт-билдинга с одной фиксированной точки, с единственной целью, по словам его автора, «наблюдать, как проходит время». 

Йонас придумал еще один экспериментальный формат — фильм в виде дневника, — сняв на 16-мм пленку свой приезд в 1972 году в Литву, после 27 лет отсутствия («Реминисценции путешествия в Литву»). Почему дневники, просто фиксация дня за днем? Вот объяснения самого автора: «Мне интересна только реальная жизнь, ее скоротечные моменты, в которых не происходит ничего особенного, моменты, из которых и складывается каждодневная жизнь любого человека. Так что мое кино — не самовыражение». 

Всего за свою жизнь Йонас создал 365 таких коротких фильмов, а в 2007 году начал проект «365 дней» в Интернете, где запускал по одному фильму в день (проект и сегодня доступен онлайн). Мекас с другим знаменитым литовцем Джорджем Мачюнасом (1931–1978) стал во главе Fluxus — интернационального движения, возникшего на волне левацких настроений эпохи битников, хиппи и студенческих волнений конца 1950-х —1960-х и объединившего самых разных художников, поэтов и музыкантов, исповедовавших не только неприятие консьюмеризма и массовой культуры послевоенного капитализма, но и стремление к окончательному стиранию границ между искусством и жизнью, как это пытались до них сделать дадаисты. Отсюда их обращение к практике перформанса и хеппенинга, зыбкие границы между разными искусствами — кинематографом, поэзией, фотографией, музыкой и т. д. 

«За что бы я ни взялся, я делал это потому, что никто другой этого не делал, — признавался 94-летний Йонас Мекас The Art Newspaper в 2016 году. — Никто не писал о независимом кино — и я начать издавать журнал. Никто не показывал наши фильмы, и поэтому мне пришлось запустить кооператив. Все это я делал по необходимости, иначе зачем все это надо было делать?»

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+