18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Навеяно ван Гогу музыкой и пением птиц

№69
Материал из газеты

В книге Van Gogh and Music («Ван Гог и музыка») историк искусства Наташа Вельдорст исследует вопрос о том, как возвышенные гармонические сочетания могут передаваться в живописи

В книге Van Gogh and Music («Ван Гог и музыка») историк искусства Наташа Вельдорст исследует вопрос о том, как возвышенные гармонические сочетания могут передаваться в живописи. 

Винсент ван Гог не блистал музыкальными способностями (в Эйндховене его учитель игры на фортепьяно, отчаявшись, отказался от него). «Винсент не часто ходил на концерты, у него не было глубокого понимания музыки, он не играл на музыкальных инструментах и не вращался в кругах музыкантов», — пишет Вельдорст. Тем не менее автор отстаивает мысль о том, что музыка была неотъемлемой частью жизни и творчества художника.

Ван Гог родился в маленьком городке Зюндерт на юге Нидерландов и воспитывался в доме, где музыка звучала всегда. Благодаря отцу, пастору Теодору ван Гогу, он еще мальчиком слушал псалмы, гимны и звуки приходской фисгармонии, а также нередко присутствовал на выступлениях местного духового оркестра. Но в его творчестве музыка не была главной темой. Лишь когда ему было уже за 30, он создал серию рисунков музыкантов: скрипачей, кларнетистов, пианистов и флейтистов. А в 1890 году завершил свою единственную работу маслом на музыкальную тему — «Маргарита Гаше за пианино», домашний портрет жены его лечащего врача.

Для живописи ван Гога музыка была эмоциональным, техническим и чувственным образцом, а не музой в буквальном смысле. Это также явствует из документов. Его письма брату Тео были полны музыкальных аллюзий и метафор. Однако его притягивала не просто музыка, а звук вообще. Он стремился визуально воссоздать стрекотание цикад и свист ветра в пшеничных полях. Он наслаждался пением птиц, этих символов свободы, и как-то заметил: «Птицам не надо петь, а художникам создавать картины, если они будут думать, что вкладывают в это слишком много страсти».

Если музыка — это путеводная звезда художественных замыслов ван Гога, то она же и метроном его настроений. Когда настроение было хорошим, он пел; когда оно портилось — искал успокоения в пении жаворонков и соловьев. «Даже если я часто не в себе, — писал он Тео в 1883 году, — то внутри меня спокойствие, чистая гармония».  

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+