Альманах «Части стен» выпускает столичный фонд RuArts. Первая книга вышла в 2014 году и содержала интервью 25 уличных художников и фотосъемку их работ, которые каждый из них по просьбе куратора проекта Алексея Партолы изобразил на холсте. «Части стен — 2» исследует уличное искусство в его естественной среде. В течение года Партола объехал 17 городов, где предложил выбранным им художникам создать произведение и зафиксировал творческий процесс вместе с результатом. Получился увесистый 400-страничный том с работами и текстами художников, а также отдельное приложение к нему с фотографиями граффити безымянных авторов. Вероятно, это если не самое фундаментальное исследование российского стрит-арта, то самое трудозатратное.
Сразу скажем, что качество съемки здесь однозначно впечатляет. В аннотации к альманаху сказано, что Партола пользовался всеми доступными на данный момент техническими возможностями — от пленочных камер до квадрокоптеров. В итоге удалось передать не только сами произведения, но и среду, в которой они существуют. Так что «Части стен — 2» — это еще и одна из самых полных энциклопедий российских руин, заборов, заброшенных заводов. Все это очень атмосферно, красиво в своей некрасивости и, если такое слово уместно, романтично — даром что альманах открывается цитатой из Франца Кафки.
Что касается самих уличных произведений, то здесь можно наблюдать парад всех возможных техник и направлений. Кто-то рисует супрематические композиции на стенах домов, кто-то делает коллажи из фанеры, кто-то создает разного рода скульптуры, кто-то работает в духе Бэнкси, кто-то — в духе старых добрых граффити. В сборник попали даже комиксы из «Магии рептилий» — «первой столичной граффити-газеты». Это разнообразие, конечно, вдохновляет.
Что объединяет выбранных художников — так это то, что они, кажется, вполне освоили галерейный формат мышления. Во всяком случае, об этом свидетельствуют тексты, очень типичные для современного искусства. Может быть, даже слишком типичные: от уличного искусства как-то ждешь чего-то иного… «Идеей проекта является акт монетизации чувств за прилавком социального супермаркета». «Паутина из веревок, опутавших рекламный щит, подчеркивает его безмолвную заброшенность среди тысяч ярких билбордов, заполонивших наше пространство и бомбардирующих нас коммерческой информацией». «Граффити — это работа с городом. Формирование городской айдентики». И так далее. Ярче и оригинальнее всех высказался небезызвестный Кирилл Кто, предоставивший вместо текста фразу «Скучно это, Леша». Скучно не скучно, но как-то предсказуемо. Хотя введение художников в галерейный оборот, видимо, является одной из задач проекта.
Что касается выбора художников, то, вероятно, он тоже в какой-то степени продиктован этим критерием «галерейности». Впрочем, автор проекта изначально заявляет о своей субъективности — да и как не быть субъективным при таком объеме выборки? Например, Нижний Новгород известен как один из немногих городов, где уличные художники рисуют на стенах деревянных домов, однако в сборник включены куда более стандартные работы. Но почему бы и нет? В любом случае у издателей получилась весьма увлекательная и познавательная книга для смотрения.