Выставка, заслужившая признание профессионалов и зрителей
Московский музей современного искусства (Москва). 26 апреля — 16 сентября 2018
Организаторы выставки: фонд V–A–C и Московский музей современного искусства
Кураторы проекта: Эмили Вилле, Франческо Манакорда, Эльза Абдулхакова, Варвара Ганичева, Диана Джангвеладзе, Мария Доронина, Полина Зотова, Анна Ильченко, Дарья Калугина, Мария Крамар, Анна Панфилец, Андрей Паршиков, Анна Репина-Галенкина, Ольга Стеблева, Катерина Чучалина
Кураторы «актов»: «Театр взаимных действий» (Шифра Каждан, Леша Лобанов, Александра Мун, Ксения Перетрухина), Армен Аванесян, Мария Степанова
Архитектурный проект экспозиции: Конрад Дедоббелер
Самый большой и сложный проект 2018 года, посвященный современному искусству. Фонд V–A–C предложил трем «сценаристам» «поставить спектакли», используя модернизм и современное искусство из коллекций трех институций. За классику разных периодов — от Амедео Модильяни и Альберто Джакометти, Джеффа Кунса и Герхарда Рихтера до россиян Андрея Монастырского, Бориса Орлова и Анатолия Осмоловского — отвечали коллекции московского музея и V–A–C. Работы относительно молодых и экспериментальных художников (например, Марианы Кастильо Дебаль из Мексики или Арсения Жиляева из России) были взяты в основном из коллекции французского фонда Kadist. Три «пьесы», которые шли на «сцене» главного здания музея по месяцу, дополняли залы открытого хранения, организованные по тематическому принципу командой кураторов. «Театр взаимных действий» сделал работы художников актерами чеховской «Чайки», философ Армен Аванесян иллюстрировал ими положения своего трактата о метафизике будущего, а поэт Мария Степанова дополнила экспозицию вещами из собственной коллекции. Одно произведение оказывалось героем нескольких совершенно разных историй. Так, «Бесконечность» Романа Опалки Аванесян сделал участницей размышлений о жизни и смерти, а Степанова показала ее обратную сторону, превратив картину в вещь, которая тоже стареет, обрастает штампами, приобретенными при смене владельцев или в путешествиях. В ряды интерпретаторов могли вступить и посетители — благодаря обширной программе дискуссий, лекций, концертов, кинопоказов, сопровождавших выставку. Все это можно рассматривать как удачную попытку навести больше мостов между произведениями искусства и миром «обычного человека» и одновременно наметить подходы к концепции нового музея, который фонд V-A-C планирует создать в бывшей ГЭС-2 и часть которого откроется уже в этом году.
За экспериментальный подход к кураторской деятельности и расширение контекста современного искусства
Музеи Ватикана (Ватикан). 20 ноября 2018 — 16 февраля 2019
Директор Музеев Ватикана: Барбара Ятта
Организатор выставки: Государственная Третьяковская галерея
Кураторы: Аркадий Ипполитов (автор идеи), Татьяна Самойлова, Татьяна Юденкова
Авторы дизайна экспозиции: Сергей Чобан, Агния Стерлигова
Выставка «Русский путь. От Дионисия до Малевича» — смелый и беспрецедентный проект Третьяковской галереи. Впервые музей вывез на зарубежную выставку 47 икон и картин из своего собрания, самых востребованных публикой. Эти главные, по мысли кураторов, для национального самосознания произведения плюс еще семь экспонатов из других отечественных собраний должны были представить непрерывную связь духовного поиска русских иконописцев и художников. Иконы, живопись XIX века, произведения модернизма и авангарда впервые были предъявлены на выставке не в противопоставлении, а в единстве. Экспозиция, построенная на пластической и эмоциональной общности произведений разных периодов русского изобразительного искусства, оказалась и убедительной, и зрелищной. Она показала возможность сопоставить казавшееся несопоставимым: «Неутешное горе» Ивана Крамского и «Спас Нерукотворный. Не рыдай Мене, Мати», Богоматерь Кикскую Симона Ушакова и «Всюду жизнь» Николая Ярошенко, пермскую деревянную скульптуру Христа и портрет Достоевского кисти Василия Перова, «Черный квадрат» Казимира Малевича и икону «Страшный суд». Позволила увидеть в «Не ждали» Ильи Репина продолжение «Явления Христа народу» Александра Иванова. Выставка предложила посмотреть на хрестоматийные произведения русского искусства без привычных стереотипов восприятия. Знакомые картины, перенесенные из залов Третьяковки в высокое и гармоничное пространство, спроектированное Лоренцо Бернини, — пространство крыла Карла Великого базилики Святого Петра, кажутся торжественнее и значительнее, чем на постоянном месте жительства, по-иному и понимаются. Изданный на русском языке каталог дал возможность понять и оценить идеи и концепцию «Русского пути» тем, кто выставку не видел. Проект осуществлен при поддержке фонда «Искусство, наука и спорт».
За смелость и оригинальность проекта и новый взгляд на хрестоматийные произведения русского искусства
Тейт Модерн (Лондон). 10 октября 2017 — 28 января 2018
Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург). 21 апреля — 29 июля 2018
Государственная Третьяковская галерея (Новая Третьяковка) (Москва). 7 сентября 2018 — 13 января 2019
Тейт Модерн: Джульетт Бингхэм (куратор)
Эрмитаж: Дмитрий Озерков, Натела Тетруашвили (кураторы), Андрей Шелютто (дизайн экспозиции)
Третьяковская галерея: Фаина Балаховская, Ирина Горлова, Зельфира Трегулова (кураторы), Евгений Асс, Илья и Эмилия Кабаковы (архитектура экспозиции)
Выставка Ильи Кабакова и его жены и соавтора с конца 1980-х годов Эмилии Кабаковой — вдохновляющий пример международного культурного сотрудничества. Проект с самого начала был задуман и осуществлен «на троих» Тейт Модерн, Эрмитажем и Третьяковской галереей (при поддержке «Новатэк»). Организаторы аттестуют эту выставку как первую большую ретроспективу творчества основателя московского концептуализма, прославившегося в мире как изобретатель жанра тотальной инсталляции. В выставку вошли работы, созданные Ильей Кабаковым почти за 60 лет — с 1960-х до нашего времени. Название проекта отсылает как к тексту Кабакова середины 1970-х годов, так и к одноименной инсталляции и побуждает зрителя к дискуссии о роли и месте искусства в нашей жизни. В каждом музее была создана своя экспозиция, что принципиально в данном случае, так как для Кабакова пространство является ключевым понятием. И хотя художники осуществили несколько сотен выставок в ведущих музеях мира, а в Москве и Петербурге были выставки отдельных инсталляций, проектом «В будущее возьмут не всех», где академически последовательно рассмотрена эволюция художника, был закреплен статус Ильи Кабакова как классика современного искусства. То, что самый известный в мире художник «родом из СССР», серьезно повлиявший на развитие постсоветского искусства, был подробно представлен и нашей публике, особенно важно сейчас, когда наше общество драматично переосмысляет советский опыт, получивший в творчестве Кабакова универсальную экзистенциалистскую интерпретацию. Стоит добавить, что к выставке творческая чета передала Третьяковской галерее московскую мастерскую Ильи Кабакова на Сретенском бульваре, в которой он работал с начала 1970-х до конца 1980-х, где будет создано музейное пространство, рассказывающее о возникновении московского концептуализма и его героях.
За универсальную интерпретацию советского опыта и успешное международное межмузейное сотрудничество
Самый заметный музей года
Греция, Салоники, ул. Колокотрони, д. 21
Директор музея: Мария Цанцаноглу
Президент попечительского совета музея: Андреас Такис
Глава комитета по развитию музея: Кристина Краснянская
С 2000 года Государственный музей современного искусства в Салониках владеет значительной коллекцией произведений русского авангарда. Она была приобретена у наследников легендарного коллекционера Георгия Костаки (1913–1990). Это та часть его собрания, которую он вывез в Грецию, на свою историческую родину, после эмиграции из СССР в 1977 году (другая часть принадлежит Государственной Третьяковской галерее). Здешний фонд насчитывает 1277 произведений искусства, а также около 3000 единиц хранения, составляющих личный архив Георгия Костаки. В коллекции представлены не только главные имена (Михаил Ларионов, Казимир Малевич, Михаил Матюшин, Александр Родченко, Владимир Татлин, Павел Филонов), но и широкий спектр работ других авторов, помогающих понять и воссоздать общую картину развития авангардного искусства в России первой трети XX века. С тех пор как этот фонд оказался в распоряжении музея в Салониках, было предпринято немало усилий по его популяризации во всем мире. А в 2018 году настало время для упрочения позиций авангарда и внутри самого музея, расположенного в здании бывшего монастыря лазаритов. В июне здесь открылась выставка «Коллекция Костаки. Рестарт», ставшая прообразом будущей постоянной экспозиции (кураторы Наталия Автономова и Алла Луканова, дизайн Кирилла Асса и Нади Корбут). Впоследствии ее планируют обновлять дважды в год. Новая стратегия развития музея, поддержанная несколькими российскими меценатами, предполагает возникновение в Салониках крупнейшего за пределами России центра русского авангарда.
За продвижение наследия русского авангарда на международной художественной сцене
Россия, Москва, Кремль
Директор музея: Елена Гагарина
Музей, который ведет свою историю с 1806 года, — один из богатейших в мире. В состав музейного объединения входят здания старинных храмов, древних палат и дворцов, многие из экспонатов являются сокровищами национального значения. Неудивительно, что выставки в Музеях Кремля представляют коллекции такого же уровня, будь то лучшие музеи мира или крупнейшие бренды предметов роскоши. Среди проектов 2018 года нельзя не упомянуть «Династию Мин: сияние учености», «Bvlgari. Очарование женственности. Великолепие римских драгоценностей» и открывшуюся в конце 2017 года выставку «Владыки океана. Сокровища португальской империи XVI–XVIII веков». Музей проводит выставки за рубежом и в российских регионах, в том числе по долгосрочной программе в Челябинске и Владивостоке. Кроме того, Музеи Кремля запустили четырехлетний музыкальный проект — фестиваль «Цари и музы: опера при русском дворе», создали мобильное приложение «Оружейная палата» и специально для международного проекта «Место за королевским столом» выпустили два подкаста о царских пирах на Руси XVI–XVII веков. В прошедшем году после восстановления оборудования, предназначенного для защиты икон, заново открылась для зрителей церковь Двенадцати апостолов Патриаршего дворца. Также музеи предъявили первые результаты реконструкции Средних торговых рядов на Красной площади, переезд в которые намечен на 2022 год.
За верность традициям и уверенное движение вперед
Белоруссия, Витебск, ул. Марка Шагала, д. 5а
Директор музея: Андрей Духовников
Витебск давно получил мировую известность благодаря деятельности двух художников — Марка Шагала и Казимира Малевича, которые, каждый на собственный лад, пытались прививать и пропагандировать здесь передовую изобразительную культуру. Тот эксперимент продлился относительно недолго, зато оставил по себе чрезвычайно значимые следы в истории искусства. До последнего времени недоступным для публики оставался оплот и эпицентр той новаторской работы — здание Витебского народного художественного училища, открытого ровно 100 лет назад, где директорствовал Шагал и проповедовал идеи супрематизма Малевич. Реконструкция бывшего купеческого особняка (впоследствии не только училища, но и детского дома, и коммуналки, и вычислительного центра при НИИ) длилась пять лет. В феврале прошлого года здесь открылся музей, посвященный героическому периоду 1918–1923 годов. Снаружи зданию придан исторический облик; внутри максимально, насколько позволяли архитектурные возможности, воссоздана прежняя планировка согласно поэтажному плану 1923 года. На прежних местах расположились кабинеты Малевича и Шагала, комната Веры Ермолаевой, мастерские Эль Лисицкого и Давида Якерсона. Мемориальные пространства решены скорее образно, нежели документально, поскольку подлинных предметов обстановки времен Уновиса (объединения «Утвердители нового искусства») не сохранилось. В оставшемся объеме здания преобладают мультимедийность и интерактив: информационные киоски, большой полиэкран с визуальным меню, настенная видеопроекция, транслирующая кинохронику 1918 года о праздновании годовщины Октября с уличными декорациями Марка Шагала. Плюс лекторий и зона для музейной педагогики. Пока «музей без экспонатов», новая институция делает ставку на мультимедийные форматы и образовательные программы.
За восстановление исторически важного здания и просветительскую работу
За вклад в теорию и практику реставрации
Работы выполнили: ФГКУ «Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» Министерства культуры РФ (директор Николай Циганов), ООО «Петербургская реставрационная компания» (генеральный директор Михаил Ботаковский), ООО «Художественно-реставрационная группа „АртСтудия“» (генеральный директор Павел Мукин), ООО «Студия Южаковой» (генеральный директор Наталья Южакова), ООО «Дедал» (директор Людмила Фищенко), ООО «Наследие» (генеральный директор Юрий Щедров), ООО «Царскосельская янтарная мастерская» (директор Борис Игдалов), ООО «Деметра» (генеральный директор Игорь Писаревский), ООО «Строительная культура» (генеральный директор Михаил Нинбург), АРМ-4 ОАО «НИИ „Спецпроектреставрация“» (руководитель Виктор Голуб), ООО «РСК „Возрождение“» (генеральный директор Александр Гончаров), ООО «АИСТ» (директор Сергей Масюкевич)
Ораниенбауму — дворцово-парковому ансамблю, задуманному Александром Меншиковым и сменившему за свою 300-летнюю историю множество владельцев, — в советский период выпала трудная судьба. Долгое время здесь царило запустение, значительную часть ансамбля занимали сторонние организации, к тому же долго не удавалось получить необходимого бюджета для запуска процесса реставрации. Лишь в последние годы Ораниенбаум начал превращаться в равноправного члена семьи петербургских музеев-заповедников. В 2007-м ансамбль был административно присоединен к Петергофу, и с этого момента началась его большая реставрационная история. В частности, уже к празднованию 300-летия Ораниенбаума в 2011 году Большой дворец был полностью освобожден от сторонних пользователей и там открылись первые парадные залы. Процесс восстановления еще не завершен на 100%, но уже окончены или близятся к финалу работы на важнейших, знаковых объектах. В 2017 году для публики были открыты отреставрированные покои графини Елизаветы Воронцовой, а в 2018-м — церковный комплекс Большого Меншиковского дворца, дворец Петра III и три зала Китайского дворца (Штофная опочивальня, будуар и кабинет Павла I). Реставрационные работы велись в широком технологическом спектре и сопровождались принятием ряда нетривиальных решений, связанных с непредвиденными находками в исторических интерьерах. Сложнейший процесс восстановления потребовал участия многих специалистов из разных организаций. Ближайшая задача Ораниенбаума — реставрация павильона Катальной горки.
За многолетний целенаправленный труд по восстановлению уникального дворцово-паркового ансамбля
Работы выполнили: ГМИИ им. А.С.Пушкина (директор Марина Лошак) при участии НИЦ «Курчатовский институт» (директор Михаил Ковальчук)
Рабочая группа по изучению и реставрации (ГМИИ им. А.С.Пушкина): главный хранитель Татьяна Потапова, хранитель коллекции фонда перемещенных ценностей Василий Расторгуев, художник-реставратор высшей категории Игорь Бородин, художник-реставратор I категории Михаил Тулубенский
Вопрос культурных ценностей, перемещенных из Германии в СССР после Второй мировой войны, долгое время оставался болезненным. Но сейчас, по крайней мере, идут процессы, позволяющие вырабатывать общие к нему подходы. В частности, в 2015 году началось сотрудничество ГМИИ им. А.С.Пушкина и берлинского Музея Боде в сфере изучения, реставрации и экспонирования итальянских скульптур эпохи Ренессанса. Многие из них все еще остаются в руинированном состоянии после пожаров, произошедших в немецких хранилищах весной 1945 года. Но в последнее время положение дел существенно меняется, что было с удовлетворением воспринято международным сообществом реставраторов на конференции в Берлине весной 2018-го, полностью посвященной вопросам атрибуции и реставрации пострадавших в конце войны экспонатов. С докладами о текущем положении дел на ней выступали специалисты из ГМИИ. Первые итоги их работы заключаются в том, что 2 бронзовые скульптуры из 57 предметов, о которых идет речь в совместном проекте с Музеем Боде, сейчас полностью восстановлены и заново атрибутированы. В частности, не так давно в музейных запасниках были обнаружены детали скульптуры «Иоанн Креститель» работы знаменитого флорентийца Донателло (Донато ди Никколо ди Бетто Барди) (около 1386 — 1466), что позволило полностью восстановить первоначальный облик произведения и перевести статую в вертикальное положение при помощи специальной поддерживающей конструкции. Восстановлению помогли гипсовые отливки и довоенные фотографии, предоставленные германской стороной. В начале 2019 года скульптуры Донателло и его земляка, ваятеля более позднего времени Джулио Маццони (1525–1618) впервые показаны в залах ГМИИ в Москве. В 2019 году планируется завершить реставрацию еще 13 небольших бронзовых статуэток из фонда перемещенных ценностей.
За кропотливую работу и творческий подход к методам реставрации и консервации ренессансной скульптуры
Дерево, металл, шелк, пробка, китовый ус, сыромятный ремень, дюраль, стальной трос.
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ, на временном хранении в Государственной Третьяковской галерее
Работы выполнили: генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова (автор идеи), главный хранитель Татьяна Городкова (руководитель проекта), научный сотрудник Ирина Пронина (куратор проекта, историческая справка)
Реставраторы: по дереву — Сергей Виноградов, Александр Ижевский, Валерий Кузнецов, по металлу — Александр Карандашев, по ткани — Светлана Королькова, Анастасия Лобанова (ВХНРЦ), по коже — Наталья Ануфриева (ВМДПНИ), по ротангу — Сергей Катков
Махолет «Летатлин» не только образец искусства авангарда — это концептуальный объект, «форма, которая отвечает потребности момента в преодолении человеком пространства», как говорил Владимир Татлин, создавший его с учениками. Размах крыльев — около 10 м, площадь — около 12 кв. м, соотношение веса крыльев и корпуса 1:6, как у многих птиц. Был передан на реставрацию и экспонирование в ГТГ из Центрального музея Военно-воздушных сил РФ в Монине. Реставрация была уникальной по числу задействованных специалистов: над махолетом работали реставраторы пяти направлений — по дереву, ротангу, ткани, металлу, коже. Причем на каждом участке последовательно: реставратор по ткани снимал киперную ленту и перкалевую обтяжку, специалист по металлу выравнивал металлический трос, держащий линию крыла, мастер по дереву восстанавливал деревянные нервюры. Никакой замены материалов, поскольку главной задачей была консервация махолета, и так сильно пострадавшего от путешествий по выставкам и небрежного хранения. Сохранили даже крохотные кусочки первоначальной обтяжки шелком и восстановили осыпи на деталях из пробки. Кроме технологически сложных работ был проделан грандиозный научно-исследовательский труд. История создания и жизни махолета-орнитоптера воссоздана по крупицам, включая первую выставку в 1932 году, сборку «Летатлина» № 3 (сохранился именно он) из деталей, оставшихся в мастерской художника, первые фотографии именно этого экземпляра в 1967 году, экспонирование в ЦДЛ в 1977 году, многочисленные зарубежные путешествия по музеям США, Германии, Швейцарии, Греции. Дополнительных усилий потребовала координация действий двух музеев, подчиненных разным министерствам, и поиск средств (предоставлены компанией «Группа ЛСР»). Пока что «Летатлин» — часть экспозиции «Искусство ХХ века» ГТГ.
За восстановление не только материалов и внешнего вида объекта, но и его смысла и истории
Книга любого жанра и формата об изобразительном искусстве, ставшая событием года
Это первое фундаментальное академическое исследование на русском языке, посвященное искусству Италии 1910–1940-х годов. Книга искусствоведа, старшего научного сотрудника Научно-исследовательского института теории и истории архитектуры и градостроительства, преподавателя ряда итальянских университетов Анны Вяземцевой выросла из ее кандидатской диссертации об архитектуре эпохи Муссолини. В четырех главах последовательно рассматриваются итальянский авангард до Первой мировой войны и истоки добровольного альянса футуристов с фашистским режимом, итальянский «возврат к порядку» и изобретение неоклассической традиции — тенденции, характерной для всего европейского искусства этого времени, появление «искусства наших дней» — направления, получившего название «Новеченто» по аналогии с периодизацией Ренессанса, и, наконец, монументальные архитектурные ансамбли и градостроительные конкурсы 1930-х годов. Отлично иллюстрированная книга уделяет внимание как знаковым фигурам (Карло Карра, Джорджо Де Кирико, Филиппо Томмазо Маринетти, Джорджо Моранди, Джо Понти), так и их соотечественникам, чье творчество не столь хорошо известно. Автор не уходит от описания сложностей и противоречий муссолиниевского периода, но сохраняет научную объективность, позволяющую читателю составить представление о своеобразии итальянского тоталитаризма и памятниках искусства и архитектуры этой эпохи. Российскому читателю и зрителю с его соцреалистическим бэкграундом искусство времен Бенито Муссолини должно быть особенно интересно: параллели в культурной политике двух режимов очевидны.
За научную смелость и беспристрастность, а также за создание академической основы для изучения этого периода искусства
Третья и, возможно, лучшая книга из серии Аркадия Ипполитова «Образы Италии XXI» (название которой отсылает к знаменитому давнему труду Павла Муратова), как и предыдущие «Особенно Ломбардия» и «Только Венеция», — чтение в удовольствие, интеллектуальная проза отличного литературного качества. Эрудиция автора, его знание Италии и Рима, смелые и часто спорные сравнения и параллели, умение видеть и понимать искусство завораживают читателя. Правда, резкость суждений о современности озадачивает, но современность, как учит нас Рим, только ничтожная часть вечности. Постоянная смена оптики: то быстрый обзор исторических событий, то пристальное рассматривание произведений архитектуры и живописи, личных отношений Джованни Лоренцо Бернини и Франческо Борромини или всех «Вакхов», написанных Караваджо, — выгодно отличает книгу Ипполитова от монотонности научных трудов по истории и стандартных путеводителей. Герой книги не просто Вечный город, а Рим в восприятии человека русской культуры и лично Аркадия Ипполитова, ленинградца-петербуржца, научного сотрудника Государственного Эрмитажа, куратора выставок и человека независимых суждений. У него с Римом давний роман, и книга его — роман об этом романе. В ней, как и в самом Риме, прошлое определяет настоящее, связь времен неразрывна, и поэтому поворот разговора от Античности к недавнему фильму представляется совершенно естественным. Говоря об этом городе без пафоса, по-бытовому просто, Ипполитов роднит читателей с ним, с его великим искусством, с гениями, в нем творившими. «Просто Рим» написан не для умножения знаний, но для понимания тайны этого города.
За верность Италии и любовь к ней, за глубину и независимость суждений об искусстве, за понимание Рима как чуда
Книга Ольги Тилкес — монументальный труд и долгое интересное чтение. Она погружает читателя в историю Нидерландов XVII века, страны и времени Рембрандта, где даже в крестьянских домах висели картины, что изумляло иностранцев. А также описывает самые разные события в других странах, если они имеют какое-то отношение к Нидерландам. Это не традиционное искусствоведение: в книге нет ни анализа произведений великого художника, ни истории их создания. Пять портретов, «Урок анатомии» и «Ночной дозор» — только повод для подробнейшего, со множеством интересных деталей, рассказа об особенностях государственного устройства Нидерландов, религии страны, становлении ее национальной элиты, а также для описания нравов и быта ее жителей. Но, как бы далеко ни уходила автор в сторону от Рембрандта, она к нему неизменно возвращается. У книги внушительный справочный аппарат и многостраничная библиография, в ее научности сомневаться не приходится (автор — доктор филологических наук, поэтому у нее все подтверждено документально). Но написана книга легким, почти разговорным языком, и создается ощущение, что автор была непосредственной участницей описанных событий и лично знакома с выведенными здесь персонажами. В книге нет подробной биографии Рембрандта — только к месту выхвачены эпизоды из его жизни. Зато дана история рембрандтоведения с рассказами о том, кто, когда и почему в разные времена обожествлял великого художника, а кто его не оценил. Почти тысяча иллюстраций помогают страну Рембрандта не только узнать, но и увидеть.
За титанический труд, позволивший увидеть страну Рембрандта и понять ее жителей
За вклад в развитие художественного процесса и рынка искусства
Основатель Музея русской иконы
Более десяти лет назад Михаил Абрамов основал в Москве Музей русской иконы, ставший первым и единственным в России частным собранием древнерусской иконописи, получившим официальный статус музея. За последний год музей запустил проект «Шедевры школ древнерусской живописи из собраний музеев России», в рамках которого уже дважды привозил уникальные, невиданные московскими зрителями иконы из Ростова Великого и Пскова. Реализовал в Италии, в Риме и в городе Пальманова, совместно с Центральным музеем древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева выставочный проект «Русская икона: молитва и милосердие», к организации которого привлек Мальтийский орден. Проект завершился международной научной конференцией «Святой Николай, Бари и русские иконы» в итальянском городе Бари. Совместно с Серпуховским музеем-заповедником организовал первую выставку старообрядческих древностей, одна из уникальных икон для которой реставрируется на средства Михаила Абрамова. В рамках музейного гранта «Поддержка изучения и популяризации древнерусского искусства» издана книга «Феофан Грек. Фрески в Великом Новгороде» Татьяны Царевской (Новгородский музей).
Основатель и директор Центра творческих индустрий «Фабрика»
Центр творческих индустрий «Фабрика», один из старейших арт-кластеров Москвы, был основан Асей Филипповой в 2005 году под названием ПRОЕКТ_FАБRИКА и до сих пор это единственный в столице пример художественного центра, существующего на территории действующей фабрики (технических бумаг). Тут нашлось место для представителей разных творческих дисциплин — от современного искусства, дизайна и архитектуры до театра, кино, мультипликации и музыки. Несколько цехов превращены в выставочные залы. Программа «Фабричные мастерские» направлена на поддержку художников в возрасте от 35 до 50 лет, в расцвете карьеры, которые на конкурсной основе получают место для работы и помощь в осуществлении идей. На «Фабрике» есть резиденции для зарубежных художников, работает мастерская экспериментальной печати «Пиранези Lab», проводятся фестивали (как Большой фестиваль мультфильмов), лекции, специальные программы (например, Curating для молодых кураторов, совместно с факультетом истории искусств РГГУ), а также проекты по изучению истории района, где находится центр, и вовлечению в творчество местных жителей.
Основатель музея «Собрание»
О том, что Давид Якобашвили открывает свой музей, в Москве говорили уже несколько лет. И вот наконец в 2018 году коллекционер представил публике огромное собрание музыкальных инструментов и антикварных редкостей, которое он формировал последние 15 лет. Для музея построено собственное здание в историческом центре Москвы, в районе Солянки, оснащенное по последнему слову музейной технологии, врастающее в землю на четыре этажа вглубь и гармонично вписавшееся в историческую застройку улицы. Профиль музея — это «заводное» во всех смыслах слова искусство: всевозможные музыкальные автоматы, самоиграющие инструменты, от шарманок и часов до роялей и органов. Всего в музее насчитывается 20 тыс. единиц хранения, основой послужила коллекция музыкальной механики шведского бизнесмена Билла Линдваля, состоявшая из 460 предметов. Помимо этого, представлены живопись, графика, бронза, декоративно-прикладное русское искусство XIX — начала XX века, в частности работы передвижника Владимира Маковского. Обещают, что музей будет бесплатным и общедоступным, но пока попасть туда можно только по предварительной договоренности.
Основатель Музея Международного нумизматического клуба
На средства и по инициативе Вагита Алекперова три года назад в Москве был основан Музей Международного нумизматического клуба, в основу которого легла личная коллекция мецената. Она собиралась почти 20 лет, начиналась с российских золотых монет (и потому в этой части она особо полная) и далее пополнялась монетами различных стран и эпох, самые древние из которых датируются VI веком до н. э. Коллекция музея представлена традиционно, в витринах в стиле нумизматических кабинетов XIX века, однако рядом с каждой витриной есть планшет, позволяющий рассмотреть аверс и реверс монет в увеличении. Применяется видеомэппинг, с помощью VR-очков можно посмотреть сюжеты из истории денежного обращения в России, так что на первый взгляд «скучный» предмет становится интересен публике любого возраста и различной степени подготовленности. Так как в музее представлены только оригиналы, и в основном золотые, посетить его можно лишь по записи, группами по 5–15 человек. Но даже при таких строгих условиях посещения музей пользуется успехом у зрителей — за время своей работы институция приняла 1,5 тыс. человек.
Основатель Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт»
Среди разных направлений деятельности фонда Алишера Усманова — поддержка музейных проектов. Фонд стал партнером Государственной Третьяковской галереи в организации двухчастного проекта с Музеями Ватикана (в 2016 году в Москве показали выставку «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо», а в 2018 году в Ватикане открылась экспозиция «Русский путь. От Дионисия до Малевича»). С Мультимедиа Арт Музеем, Москва фонд осуществляет программу выставок произведений из коллекции Центра Помпиду (в 2018-м прошел показ классика поп-арта Джима Дайна). В рамках программы по поддержке людей с нарушением зрения «Особый взгляд» фонд представляет музейные проекты с тифлокомментированием. Фонд также стал партнером выставки «Карта России. Вехи истории» из собрания Музеев Московского Кремля в Приморском государственном объединенном музее им. В.К.Арсеньева (была создана уникальная тактильная модель яйца Фаберже «Сибирский поезд»), а в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева на выставке «Архитектура стадионов» начали проводиться адаптированные экскурсии для незрячих и слабовидящих посетителей. Еще одно направление деятельности фонда Алишера Усманова — фестиваль «Арт-окно» в городах Белгородской, Курской и Оренбургской областей, направленный на обеспечение доступа жителей регионов к столичным культурным проектам. Так, в 2018 году жители Белгорода увидели фильмы об актуальном искусстве кинофестиваля Garage Screen Film Festival музея «Гараж».
Основатель фонда V-A-C («Виктория — искусство быть современным»)
Фонд V-A-C, названный Леонидом Михельсоном в честь дочери Виктории, которая принимает активное участие в деятельности фонда, становится все более заметным игроком в художественной жизни России и мира. В 2018 году фонд совместно с Московским музеем современного искусства организовал новаторскую выставку «Генеральная репетиция», предложившую новый взгляд на кураторство, выпустил за год восемь книг (в основном переводы на русский язык важных для понимания современного искусства мыслителей и теоретиков — Вальтера Беньямина, Клэр Бишоп, Мишеля Фуко и других). Фонд поддерживает самые авангардные, экспериментальные проекты. Так, в рамках сотрудничества с галереей Whitechapel в Лондоне состоялся перформанс российской команды «ВАСЯБЕГИ», а работа арт-группы «Север-7» в рамках программы Present Continuous была приобретена для Музея современного искусства Антверпена (M HKA). Кроме того, фонд поддержал участие в нескольких международных биеннале российских художников Таус Махачевой и Сергея Сапожникова. Пространство фонда в Венеции также служит площадкой для необычных опытов (например, палаццо на время превратилось, по образцу советских домов культуры, в ДК «Дзаттере» для местных жителей). Уже в этом году должны быть предъявлены первые итоги реконструкции ГЭС-2 в Москве, которая по проекту архитектора Ренцо Пьяно и замыслу Леонида Михельсона превращается не просто в музей современного искусства, а в открытое для публики культурное пространство.
Основатель и генеральный директор Музея AZ
Музей AZ, отправной точкой которого стала коллекция произведений Анатолия Зверева и других шестидесятников, сразу заявил о своих амбициях. Они не ограничиваются созданием мемориала лишь одного, пусть и легендарного художника, но предполагают «культурологическую игру», по выражению арт-директора музея, Полины Лобачевской. Вернисажи в музее соединяют художественную публику и представителей кинематографической среды. К каждой выставке готовится мультимедийный сюрприз, будь то фильмы или инсталляции современных художников, с которыми музей активно сотрудничает. В 2018 году музей осуществил свой первый зарубежный проект: выставка «Новый полет на Солярис» была показана сначала в Фонде Франко Дзеффирелли во Флоренции, а потом в королевском дворце в городе Монца. Эта грандиозная мультимедийная инсталляция, ключом к которой служит знаменитый фильм Андрея Тарковского, сочетает видеообразы и оригинальные произведения 12 неофициальных художников 1960-х годов, от Анатолия Зверева и Эрнста Неизвестного до Юло Соостера и Дмитрия Краснопевцева. Выставка стала завершением трилогии, посвященной параллелям между фильмами Тарковского и его современников-художников. Музей также поддержал научную конференцию, посвященную эпохе оттепели. В Москве музей отметил свое трехлетие выставкой «Зверев-Gala», представившей 250 работ художника, и снятым специально по этому случаю анимационным фильмом «Записки сумасшедшего» по зверевским иллюстрациям к повести Гоголя.