18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Пушкинский чествует первую художницу-феминистку

№70
Материал из газеты

В центре выставки — одно из самых знаменитых полотен Артемизии Джентилески (1593–1653) «Юдифь и Олоферн» из Музея Каподимонте в Неаполе

Выставка под кураторством хранителя итальянской живописи ГМИИ Виктории Марковой исследует феномен первой женщины, принятой в старейшую европейскую Академию художеств во Флоренции. Шокировавшая современников своим натурализмом картина впоследствии стала визитной карточкой Артемизии, а также отражением ее трагической личной истории. 

Она была дочерью караваджиста Орацио Джентилески, который, заметив талант дочери и став ее первым наставником в живописи, затем отправил ее изучать перспективу к пейзажисту Агостино Тасси. Тот соблазнил девушку, пообещав жениться на ней. Однако когда выяснилось, что Тасси уже женат, отец девушки затеял судебный процесс против него, тяжелый и унизительный для Артемизии. Именно тогда она создала свою «Юдифь», и считается, что Олоферна она писала с Тасси, а Юдифь с себя. Используя приемы караваджизма — смелый ракурс и контрастную светотень, Артемизия превзошла даже самого мэтра в натурализме трактовки сюжета: ее Юдифь сосредоточенно и деловито рубит голову Олоферна мечом, одновременно придерживая ее рукой. Художница после не раз возвращалась к этому сюжету, создав столь же яркие образы и других героинь Ветхого Завета: Вирсавии, Сусанны и Эсфири.

Биография Артемизии не раз возникала в литературе, а ее творчество стало частой темой феминистских исследований.
Выставка в ГМИИ тем не менее показывает картину художницы в окружении полотен ее современников-мужчин, тем самым акцентируя внимание на художественных достоинствах ее произведений и ее месте в итальянском искусстве первой трети XVII века. 

Знаменитый итальянский искусствовед ХХ века Роберто Лонги справедливо подчеркивал важную роль Артемизии в распространении караваджизма в Италии. По этой же логике в выставку включены и работы двух других художников-караваджистов: «Святая Агата» Франческо Гварино и «Ангел с туникой и игральными костями» француза Симона Вуэ. Они, как и «Юдифь», приезжают в Москву из Неаполя. Однако было в итальянской живописи того времени и другое направление, академическое, представленное художниками болонской школы: Гверчино, Симоне Кантарини, Гвидо Рени. Именно их работы из постоянной экспозиции ГМИИ дополнят выставку для создания общей картины времени.  

ГМИИ им. А.С.Пушкина
Гости из Неаполя. Артемизия Джентилески и ее современники
1 февраля – 21 апреля

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+