После смерти Фиделя Кастро в 2016 году творческая атмосфера на Кубе, казалось, должна была улучшиться, ведь настал конец последнему оплоту коммунизма, а следующий лидер страны Рауль Кастро пошел по пути реформ. Но оттепель продолжалась недолго. В апреле 2018 года новый глава республики Мигель Диас-Канель подписал документ, который сразу начали называть «оруэлловским». Декрет № 349/2018 вступил в силу 7 декабря 2018 года, несмотря на многочисленные протесты, продолжавшиеся с весны.
Как считает правозащитная организация Amnesty International, это «сбывшаяся антиутопия для кубинских художников». Новый законодательный акт (кстати, один из первых, подписанных Диас-Канелем после вступления в должность председателя Госсовета и Совета министров Кубы) гласит, например, что художники, художественные коллективы, музыканты и иные артисты не имеют права выступать и заниматься творчеством без предварительного разрешения Министерства культуры — не только в общественных местах, но и на частных территориях. Если организация (либо частное лицо) наняла художника или музыканта, не получившего разрешение, то ее могут наказать. У художников могут конфисковать материалы и оштрафовать. Специальные государственные инспекторы получили полномочия закрывать любые выставки или представления и аннулировать выданные прежде разрешения, в том числе лицензии ресторанов и баров, где проводится нежелательное мероприятие.
Оскорбление патриотических чувств — один из главных пунктов, за которые может быть наказан автор. Также запрещены «вульгарные и непристойные» образы, связанные с сексом и физическим насилием. Внимание инспекторов может привлечь нецензурная лексика или высокий уровень шума. Преступлением стало и «коммерческое распространение книг, содержание которых является вредным для этических или культурных ценностей».
На протяжении месяцев кубинские художники и артисты протестовали, устраивали митинги и голодовки. Одиннадцать художников были арестованы на несколько суток, в их числе Таня Бругера, чьи произведения выставляются в Тейт Модерн.
В начале декабря замминистра культуры Кубы Фернандо Рохас в интервью Associated Press заявил, что правительство прислушается к протестам и декрет будет смягчен. Действительно, кубинская пресса сообщает, что действие некоторых пунктов пока приостановлено и Министерство культуры в диалоге с профсоюзами писателей и художников разрабатывает поправки. Например, по словам Рохаса, расследование будет проводиться только по жалобам от бдительных граждан. Инспекторы будут закрывать мероприятия лишь в крайних случаях — если найдут в них грубую непристойность, расистский или сексистский контент. Но если помещение (например, мастерская художника или частный дом), где проходит подозрительное мероприятие, не является общедоступным, то все-таки инспекторы не получат право его осматривать.
Рохас сказал также, что декрет был разработан для того, чтобы реагировать на жалобы общественности на злоупотребление патриотическими символами и пошлостью в массовой культуре. По его словам, художники Кубы протестуют против него, поскольку являются агентами иностранного влияния, желающими подрыва кубинской государственности. А глава государства Диас-Канель в заявлении на закрытии пленарной сессии Национального собрания 22 декабря добавил, что правительство должно защищать ценности национальной культуры от «псевдохудожественных произведений» и что единственная цель декрета № 349/2018 — «защитить культуру от лжехудожников и от псевдокультуры, порожденной антиценностями».