18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Изобретателю наркоза и гипсовой повязки

№70
Материал из газеты

Единственный в России Военно-медицинский музей, расположенный в Петербурге, начал «перезагрузку» постоянной экспозиции с возрождения музея Пирогова — основателя военно-полевой хирургии

Первый музей Николая Пирогова (1810–1881) был открыт в Петербурге 26 октября 1897 года. Это был «нацпроект», средства собирали всем миром, создание музея патронировал министр финансов Сергей Витте. Для мемориала выделили выигрышный участок на берегу Невы, на Пироговской набережной. Здание «госпитального провиантского магазина» было перестроено в представительный дворец медицины по проекту архитектора Виктора Шрётера. Это был не только мемориальный музей, но и научный центр с библиотекой по медицине. Там же работало Русское хирургическое общество, выступали с лекциями Сергей Боткин, Роман Вреден, Николай Склифософский и другие знаменитые врачи. После революции музей менял названия, стал военно-санитарным, в итоге был передан расположенной рядом Военно-медицинской академии. Музейное собрание рассеялось по кафедрам.

Военно-медицинский музей Министерства обороны СССР был создан в Москве в 1942 году, через пять лет его перевели в Ленинград, и он занял военный городок около Витебского вокзала, в том числе классицистическое здание лазарета Семеновского полка. Первый начальник музея Алексей Максименков добился передачи новому учреждению культуры подлинных вещей и книг Николая Пирогова.

Возврат пироговского музея на старое место поначалу не обсуждался, а в 1969 году при строительстве гостиницы «Ленинград» историческое здание на Пироговской набережной было снесено, и вопрос решился сам собой. Но оказалось, что непросто показать пироговский музей и в комплексе у Витебского вокзала. Около 30 лет назад было поставлено на капремонт здание лазарета; работы не завершены по сей день. Музей занимает всего несколько залов, рядом с фондохранилищем. Нынешняя экспозиция была создана в 2001 году с акцентом на детские и просветительские программы.

 2018-м проект «Белка и Стрелка: космические герои» получил премию «Музейный Олимп» как лучшая детская выставка.
Тем не менее музейщики понимали: нужна «перезагрузка». Новый музей Пирогова не стал воссозданием буквальным — скорее, это попытка показать несколько десятков самых интересных предметов. Дизайнер Борис Бейдер выбрал бордовый цвет стен, напоминающий прежний музей. В этом пространстве сосуществуют интересные медикам рукописи лекций на латыни и немецком, «Начала общей военно-полевой хирургии», написанные во время Крымской войны, карманный набор хирургических инструментов. И интересные всем треуголка Пирогова, французский орден и немецкая медаль, полученные им за одну франко-прусскую войну 1870–1871 годов, картина Ильи Репина «Приезд Н.И.Пирогова в Москву на свой 50-летний юбилей» (1881).

Абсолютный хит экспозиции — книга посещений усыпальницы Пирогова в его усадьбе Вишня в Винницкой области (там до сих пор сохраняется забальзамированное тело ученого). На обложке — строгий штамп «Изъята в мае 1945 года». Первая запись датирована июнем 1921 года. Посетители — выпускники Одесской медицинской академии. К 1942 году относится несколько автографов на немецком языке. Последняя запись сделана 6 мая 1945 года — отметились профессора из Еревана, Киева, Ленинграда и Харькова. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+