18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Не штудия, а реклама Альбрехта Дюрера

№70
Материал из газеты

Куратор Альбертины высказал предположение, что «Руки молящегося» Дюрер написал для привлечения заказчиков. Всегда считалось, что знаменитый рисунок является предварительным эскизом к фигуре апостола в алтаре Геллера

Знаменитые «Руки молящегося» Альбрехта Дюрера вовсе не этюд для центральной части алтаря Геллера, как было принято считать на протяжении нескольких веков, а самостоятельное произведение, своего рода реклама мастера. Эта революционная гипотеза, выдвинутая Кристофом Мецгером, главным куратором венской Альбертины, станет темой крупной ретроспективы художника, которая откроется в музее в конце года («Альбрехт Дюрер», 20 сентября 2019 года — 6 января 2020 года).

Мецгер утверждает, что на рисунке, выполненном кистью серым тоном и белилами на синей грунтованной бумаге, изображены руки самого художника. Если это действительно так, то возникает ряд интересных вопросов, связанных со строением и отличительными особенностями кистей и пальцев величайшего живописца Северного Возрождения.

«Руки молящегося» — один из известнейших в мире рисунков, относящийся к самым воспроизводимым произведениям Дюрера. По мнению Мецгера, конкуренцию в популярности ему может составить лишь «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи. Более пяти веков репродукции «Рук молящегося», словно иконы, висят в домах миллионов людей; переведенные в скульптуру, они продаются в церковных лавках.

Начиная с XIX века считалось, что эта работа является штудией для портрета апостола в нижнем правом углу центральной панели алтаря Геллера, завершенного в 1509 году. Название алтарь получил по имени его заказчика, франкфуртского купца. Оригинал погиб при пожаре в 1729 году, однако благодаря отличной копии, сделанной Йобстом Харрихом, которая хранится в Музее Штеделя во Франкфурте, можно представить себе, как он выглядел.

Историки искусства никогда не сомневались в том, что «Руки молящегося» являются не самостоятельным произведением, а подготовительным эскизом для алтаря. Это мнение не оспаривалось и на двух крупных выставках Дюрера в 2013 году: в Штеделевском художественном институте и в Национальной художественной галерее в Вашингтоне, причем предисловие к выставочному каталогу писал Хайнц Видауэр — коллега Мецгера, также куратор Альбертины.

Мецгер же считает, что искусствоведы не правы. С чего бы это Дюреру делать превосходный рисунок лишь для того, чтобы потом уменьшить его до размеров крошечной детали написанного маслом алтаря? «Работа отличается невероятной точностью, реалистичностью, она слишком хорошо выполнена, чтобы быть просто наброском, — говорит он. — Дюрер написал этот шедевр, чтобы демонстрировать посетителям своей мастерской дарованный ему богом талант».

По мнению Мецгера, «Руки молящегося» и несколько других, связанных с ними рисунков создавались «для рекламы гения Дюрера». Они были отобраны, чтобы убедить потенциальных заказчиков в высочайшем уровне мастерства, которым отличались произведения художника. Косвенным подтверждением гипотезы могут быть и известные факты из жизни Дюрера, который стремился подчеркнуть свой высокопрофессиональный статус. Его подпись — узнаваемая монограмма, похожая на товарный знак, ее можно увидеть на многих картинах и рисунках. Что было важно в борьбе с фальсификаторами,  которые подделывали его работы.

Куратор настаивает на том (и в этом он не одинок, такое предположение высказывали многие исследователи), что перед нами руки самого Дюрера. «Изящные пальцы и кисти рук напоминают те, что изображены на мюнхенском автопортрете художника 1500 года. Мизинец дальней, частично скрытой от взгляда зрителя руки, похоже, немного искривлен, поражен артрозом — характерная деталь, которая появляется в автопортретах художника, например, ее можно разглядеть на картине 1493 года, что хранится в нью-йоркском Метрополитен-музее».

Дюрер, вероятно, позировал сам себе, просто немного развернув кисти рук, хотя возможно (но менее вероятно), что он писал их с зеркального отражения. Если это так, то нельзя однозначно сказать, на какой руке был кривой мизинец — скорее всего, на правой. Так как больной палец отчетливо различим на рисунке, выполненном в 1493 году, когда художнику было не больше 22 лет, можно предположить, что он, вероятно, страдал этим недугом с раннего возраста. 

При отсутствии фактов нам остается лишь строить догадки, но если такая особенность действительно отличала один из пальцев мастера, то это только добавляет чести величайшему рисовальщику Северной Европы: он сумел работать, несмотря на дефект мизинца. Отец Дюрера сначала хотел, чтобы сын пошел по его стопам, стал ювелиром, но это ремесло, как известно, требует развитой мелкой моторики, которой у юноши, видимо, не было. А вот рисовать он смог и с кривым пальцем.

Из-за своей хрупкости оригинал «Рук молящегося» редко появляется на публике. Последний раз работа выходила в свет пять лет назад на выставке в Вашингтоне, а скоро ее наконец-то смогут увидеть посетители готовящейся крупной экспозиции Дюрера в Альбертине. 

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+