18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ретроспектива Владимира Вейсберга открылась в фонде IN ARTIBUS

№70
Материал из газеты

Экспозиция объединила две крупнейшие коллекции классика московской живописи Владимира Вейсберга — ГМИИ им. А.С.Пушкина и издателя The Art Newspaper, основателя фонда IN ARTIBUS Инны Баженовой

В 2014 году фонд IN ARTIBUS начал свою работу с выставки Владимира Вейсберга (1924–1985). Тогда в экспозиции собрали работы из частных коллекций и восьми российских музеев, а также провели конференцию и выпустили монографию, посвященную художнику. Теперь на волне поднявшегося интереса к Вейсбергу в фонде проходит вторая выставка, объединившая уже две крупнейшие коллекции Вейсберга — ГМИИ им. А.С.Пушкина и Инны Баженовой. Семьдесят картин можно будет увидеть в течение полугода. Графика же будет меняться: с февраля по апрель она будет из собрания ГМИИ, а с мая по июль — из коллекции Инны Баженовой. 

Выставка охватывает все творчество художника — от хрестоматийных работ до малоизвестных, в том числе картину «Семья Щегловых», один из ранних пейзажей Вейсберга «Куст», натюрморт «Венера и кактус», ставший эмблемой фонда, а также последнюю, незаконченную работу — «Венера и геометрия».

Мало о ком из наших художников до сих пор идут такие страстные споры, как о Вейсберге. Одни величают его «русским Моранди» и «метафизиком», другие сражаются с этими «стереотипами». Кого-то восхищает его способность «поверить гармонию алгеброй», а кто-то напрочь отрицает схоластичность Вейсберга, превознося мистическое начало в его живописи. Для одних существует только период «белого на белом», другие очарованы ранними цветными работами. Как отметил острый на язык баснописец советского андерграунда Валентин Воробьев, Вейсберг «умел рисовать вечность». Но путь к этой вечности был долгим и извилистым. 

Почти невозможно представить, что ученик Ильи Машкова и Александра Осмеркина вдруг может отказаться от цвета, по крайней мере в привычном его понимании. А ведь ранние работы Вейсберга были вполне в духе «Бубнового валета», хотя уже отмечены жемчужной проседью. Это особое серебристое сфумато со временем будет все сильнее поглощать цвет, пока не растворит его полностью. 

Не менее удивительно, что Вейсберг некоторое время посещал студию Василия Ситникова, с которым дружил, но не стал его эпигоном. Несколько лет Вейсберг выставлялся с группой художников «сурового стиля» «Восемь», но и там не подпал под влияние товарищей, воспевавших геологов и покорителей целины. Вейсберг почти всю жизнь боготворил Поля Сезанна — хотя его классические работы, буквально сотканные из цветного тумана, менее всего напоминают рубленые сезанновские натюрморты. Вейсберг как будто слишком буквально понял завет Сезанна — смотреть на натуру как на совокупность простых форм, сфер, конусов и цилиндров. Но к этим первоосновам он добавлял еще классические гипсы и диковинные раковины. Кажется, в своем стремлении к абсолюту Вейсберг дошел до самой последней структурной единицы, но всегда умело ускользал от упрощений.

Впрочем, Вейсберг был одним из немногих в СССР художников, которые имели какое-то представление о структурализме. Его отец Григорий Вейсберг был одним из первых советских психологов, изучавших психо­анализ. В начале ­1960-х Владимир Вейсберг даже сделал доклад «О видах колористического восприятия искусства» на симпозиуме структуралистов в Институте славяноведения. 

В его живопись «белого на белом» встраивается целый ряд метафор: зима, смерть, вечность, абсолютное молчание, гармония и еще бесконечно много ассоциаций, затрагивающих глубины коллективного бессознательного. И все-таки, как ни раскладывай искусство Вейсберга по полочкам, оно так и остается вещью в себе, охраняя свою магию от любого анализа. 

Фонд IN ARTIBUS
Владимир Вейсберг. Ничего, кроме гармонии
1 февраля – 28 июля

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+