18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Петр Авен предстал как коллекционер абрамцевской керамики

При этом владелец одного из самых значительных собраний русского искусства рассказал, что увлекся еще и западными современными художниками

Презентация научного каталога собрания русской майолики рубежа XIX–XX веков Петра Авена прошла в одном из залов новой постоянной экспозиции Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства — «Русский стиль. От историзма к модерну». Антураж как нельзя лучше соответствовал теме издания — деятельности Абрамцевской керамической мастерской, яркому явлению отечественного декоративного искусства эпохи модерна. Тем более что новая экспозиция была реализована при поддержке мецената, коллекционера и друга музея Петра Авена, а автор-составитель каталога Элеонора Пастон также была куратором выставки.

Экспериментальная гончарная мастерская, ведущую роль в которой предстояло сыграть художнику Михаилу Врубелю, была создана по инициативе мецената и коллекционера Саввы Мамонтова в 1889–1890 годах в его усадьбе Абрамцево. Главной задачей мастерской было возрождение искусства русской майолики — изделий из цветной обожженной глины, покрытых непрозрачной глазурью. Результатом сотрудничества талантливого керамиста Петра Ваулина, разработавшего новый технологический процесс и несколько уникальных рецептов красочных покрытий, и художников Михаила Врубеля, Александра Головина, Александра Матвеева, самого Саввы Мамонтова стало появление выдающихся произведений керамического искусства.

Научный каталог, составленный искусствоведом Элеонорой Пастон и скончавшимся в 2016 году исследователем творчества Михаила Врубеля и реставратором керамики Вильямсом (Вилом) Невским, представляет собрание абрамцевской керамики, принадлежащее Петру Авену (в каталоге фигурирует как «коллекция D2»). В каталог вошли 55 предметов: керамические скульптуры, вазы, блюда, тарелки и кашпо, выполненные Михаилом Врубелем, Александром Головиным, Александрой Киселевой, Саввой Мамонтовым, Александром Матвеевым, Николаем Сорохтиным и другими художниками Абрамцевской мастерской. Коллекция, на первый взгляд небольшая и лаконичная, тем не менее достаточно полно представляет деятельность Абрамцевской гончарной мастерской (1890–1918), сыгравшей огромную роль в становлении новых технических и художественных приемов в керамической скульптуре и декоративно-прикладном искусстве России. Элеонора Пастон пишет в книге, что это самое обширное частное собрание абрамцевской керамики (главное музейное находится в самом Абрамцеве), которое позволяет «углубиться в историю возникновения и развития керамического дела в Абрамцевском кружке, понять природу одного из самых ярких увлечений участников содружества». В структуре каталога, представляющего весьма увесистый и богато иллюстрированный том, можно выделить три основные части: статью Элеоноры Пастон «Усадебная и московская жизнь Абрамцевской гончарной мастерской Саввы Ивановича Мамонтова», альбом с полностраничными репродукциями и собственно каталог собрания. В своих выступлениях на презентации искусствоведы Ольга Давыдова и Светлана Баранова отмечали, что проведенное Элеонорой Пастон исследование фактически не имеет аналогов в отечественном искусствознании и заслуживает отдельной публикации как самостоятельная монография, что позволило бы сделать результаты проведенной работы более доступными (сам каталог не планируется для открытой продажи и будет распространен по музеям и библиотекам). Роль продюсера и координатора по подготовке каталога взял на себя коллекционер, в прошлом галерист, а ныне владелец «Перелетного кабака» Максим Боксер.

Коллекция абрамцевской керамики — третье по счету опубликованное собрание Петра Авена. Ранее вышли каталоги коллекции живописи от «Мира искусства» до авангарда (составители Наталья Автономова и Алла Луканова) и советского фарфора (составитель Эльвира Самецкая) (кстати, каждый раз в каталоге владелец собрания зашифрован под загадочным обозначением D2/Д2). Во вступительном слове к каталогу собрания майолики Петр Авен, человек с математическим складом ума, предельно четко «препарирует» свое увлечение и называет причины, по которым выбран именно этот объект коллекционирования. Первое — то, что он называет соображением «чисто эстетическим», — собирать то, что нравится. Второй аспект — культурологический: он отмечает, что на его решение собирать живопись и керамику рубежа XIX–ХХ веков повлияло увлечение его поколения Серебряным веком, идеализация культуры того времени. Наконец, третий принцип — собирать, а затем популяризировать те явления русского искусства, которые совершенно незаслуженно неизвестны на Западе. Тут возникает еще один важнейший для Авена фактор — первичность. Он часто говорит о том, что во многом русское искусство во все времена было и остается вторичным, но объектом коллекционирования всегда выбирает уникальные явления. Далее в той же статье автор замечает, что не претендовал на «музейность и академичность», однако тут, нам кажется, он несколько лукавит. Все, что делает Авен-коллекционер, как раз можно охарактеризовать этими двумя словами: он сознательно выбирает вещи музейного уровня, составляет коллекции, которые могут конкурировать с музейными, выставляет принадлежащие ему работы в музеях и инициирует академические исследования этого материала.

В комментарии The Art Newspaper Russia Петр Авен признался, что собрания русской живописи, советского фарфора и абрамцевской керамики он считает состоявшимися и законченными. «Если попадаются совсем выдающиеся вещи, я, конечно, продолжаю покупать, но в целом это коллекции, которые я уже собрал», — сказал он. Однако работа с этими собраниями продолжается — скоро выйдет новое издание по живописи, готовится выставка советского фарфора в лондонском Музее дизайна. На вопрос о том, что же он будет собирать (и уже собирает) теперь, Петр Авен, ранее в интервью нашему изданию признававшийся, что современное искусство ему мало интересно, ответил: «Я сейчас покупаю западное современное искусство, чего никогда раньше не делал. Я пытался собрать российское современное искусство, но оно интересным для меня не оказалось. Зато стал покупать западное, и здесь чувствую себя более свободным: я все-таки себя очень сдерживал тем, что собрание должно быть систематически выстроенным, а теперь я просто покупаю то, что нравится, работы самых разных художников, разных стран, и это уже коллекция, отражающая мое внутреннее эго». Раскрывать подробности о новом собрании Петр Авен не стал, заметив, что находится только в начале пути, но из интересных для него современных художников отметил Грейсона Перри, известного своими керамическими работами и экстравагантными переодеваниями.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+