18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Амазонки времен холодной войны захватили Дрезден

№70
Материал из газеты

Художницы Восточного блока в искусстве зачастую были радикальнее мужчин

После падения Берлинской стены в 1989 году восточногерманским художникам пришлось вести непростую борьбу за место в современном искусстве объединенной Германии. А художницам здесь добиться успеха оказалось труднее, чем мужчинам. Устроители выставки «Восстание Медеи» в Дрездене решили исправить эту несправедливость, посвятив ее творчеству художниц-феминисток, работавших за железным занавесом. Экспозицию составили произведения 16 немецких художниц; еще 17 —представительницы Венгрии, Польши, Румынии, Чехословакии. 

Работы здесь в разных техниках — живопись и скульптура, фотография, перформанс, а также альтернативная мода, представленная костюмами к перформансу коллектива из Восточного Берлина Allerleirauh. «Многие из этих костюмов до сих пор воспринимаются как субкультурные, а не искусство, — говорит куратор выставки Сюзанна Альтман. — Но даже внутри субкультур доминировали мужчины». При этом именно женщины чаще мужчин не боялись использовать в своем творчестве нетрадиционные материалы. Как, например, Криста Яйтнер (р. 1935), чья работа «Трехкрылая колонна» (1978) из веревок и текстиля тоже включена в выставку. «Мое творчество в ГДР воспринималось не как искусство, а как ремесло», — вспоминает художница. 

Именно женщины соцлагеря, а не мужчины играли с огнем, устраивая провокации и эксперименты на грани фола, как Гундула Шульце Эльдов (р. 1954) с шокирующе откровенными фотографиями аутсайдеров. Возможно, это случилось потому, что цензоры обращали на них меньше внимания, допускает куратор. «Парадоксально, но отсутствие свободы порождает порой  и еще большую степень свободы», — говорит Альтман.

Однако были и жесткие преследования. Так, одна из участниц выставки Габриеле Штёцер (р. 1953) была осуждена за диссидентскую деятельность и провела какое-то время в заключении, а после выхода на свободу была под наблюдением тайной полиции. Художнице Корнелии Шлайме (р. 1953) запретили выставляться, и в 1981 году она вынуждена была бежать в Западный Берлин. В конце 1970-х запретили выставляться и Кристе Яйтнер. Дрезденская выставка, по признанию художницы, фактически первая, как, впрочем, и для других ее участниц. Большинство показанных здесь работ демонстрируется впервые, и критикам еще предстоит определить их место в истории немецкого искусства. По словам куратора, почти все, что собрано на выставке в Дрездене, до падения стены в 1989 году «экспонировалось на подпольных выставках или в мастерских».  

Выставочный зал в Липсиусбау
Восстание Медеи. Радикальные художницы за железным занавесом
До 31 марта

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+