«Бумага. Осознанная бесконечность» — так назвал свою очередную персональную выставку, которую представляет галерея «Кино» (Москва, ул. Малая Молчановка, д. 8, стр. 2), Рафаэль Геворкян. В экспозиции будет представлено около 20 графических работ, выполненных карандашом и пастелью на бумаге.
Художник выбирает в любом месте белого листа начальную точку. Затем, нанося мельчайшие штрихи, заполняет весь лист, работая одновременно и над фоном, и над фигуративными элементами. Эти отдельные элементы так искусно вплетены в общую композицию, что требуется определенное усилие, чтобы их вычленить и разглядеть. Геворкян декларирует, что часть и целое являются самодостаточными составными общей композиции и в то же время существуют как фрагменты еще чего-то большего и бесконечного. Художник иногда оставляет белое поле, которое работает столь же выразительно, как карандашные штрихи.
Эстетико-философская подоснова творчества Рафаэля Геворкяна определяет и сюжетный ряд его произведений. Это мифологические сцены, религиозные сюжеты, фантазийные зарисовки. Таковы его графические листы «Вселенная», «Гельвеция», «Сотворение времени», «Поцелуй Иуды», «Омовение Христа», «Троица», «Птица», серия «Времена года». Именно творческий метод и эстетико-философское осознание своего искусства, а также уникальная графическая техника делают работы Геворкяна столь значительными и уникальными.
Серия пастелей Рафаэля Геворкяна выделена в самостоятельную экспозиционную зону. Художник работает с плоскостью листа, строит пространство, добиваясь этого точно выверенными цветовыми сочетаниями. Минимализм его картин вмещает в себя целые гармоничные визуальные миры.
Подробнее на http://www.gallerykino.ru/
Первая в России выставка Эрика Йоханссона откроется 14 февраля в Центре фотографии имени братьев Люмьер (Москва, Болотная наб., д. 3, стр. 1). Йоханссон — молодой, но уже знаменитый шведский фотограф, известный своими постановочными сюрреалистическими пейзажами. С ранних лет он беспрестанно рисовал, вдохновляясь работами великих художников-сюрреалистов Сальвадора Дали и Рене Магритта, графикой Маурица Эшера, пока не обзавелся фотокамерой и не освоил графическую обработку изображений. Поначалу это был лишь увлекательный эксперимент, но совсем скоро Йоханссон полностью посвятил себя фотографии, однако не в классическом ее понимании.
Эрик Йоханссон не фиксирует момент, но реализует свои фантазии, используя фотокамеру и полностью конструируя места и ситуации. Совмещая в кадре реально существующие объекты, он стремится к максимальной реалистичности изображения, так что его фантазийные миры кажутся настоящими. «Никто не может сказать, что это не выглядит реалистично, если я действительно запечатлел все это на камеру», — комментирует автор, определяя свой стиль как «фотореалистический сюрреализм».
В 2013 году компания Adobe пригласила Йоханссона сделать живую презентацию для продвижения новой версии программы Photoshop. Замысел состоял в том, чтобы снимать в прямом эфире ничего не подозревающих людей на автобусной остановке, а затем, сделав мгновенную обработку фотографии в графическом редакторе Adobe Photoshop, демонстрировать им получившиеся кадры, используя для этого электронный рекламный щит. К декабрю 2017 года видеоролик посмотрело более 27 млн человек. В 2011 году Йоханссон выступил на конференции TED в Лондоне. В начале 2016 года выпустил свою первую книгу Imagine, в которую вошли фотографии из его личных проектов, созданные за им девять лет. Йоханссон сотрудничал с такими мировыми брендами, как Microsoft, Adobe, Volvo, Toyota, создавал заставки для Google.
Подробнее на http://www.lumiere.ru/
Галерея ГРОСart (Москва, ул. Пречистенка, д. 30/2, сеть галерей «Артефакт») представляет более 30 станковых произведений 1920–1950-х годов художника первой половины ХХ века Петра Митурича (1887–1956), вошедшего в историю искусства не только как выдающийся мастер-станковист, но и как автор авангардных книжных проектов и изобретатель безмоторных волновых средств передвижения. На выставке показаны рисунки и автолитографии из собрания семьи художника, многие работы экспонируются впервые. Специально к открытию выставки внук художника, Сергей Митурич, подготовил фундаментальное издание о творчестве деда, выпущенное в издательстве «Три квадрата».
Петр Митурич получил профессиональную подготовку в академической мастерской батальной живописи у профессора Николая Самокиша. С середины 1910-х годов он вошел в артистическую жизнь Петрограда как художник смелого авангардного эксперимента, наряду с Львом Бруни, Казимиром Малевичем, Павлом Мансуровым, Владимиром Татлиным и другими реформаторами русского искусства. Тесно друживший с поэтом-новатором Велимиром Хлебниковым, Митурич стал автором созданных по мотивам его произведений уникальных образцов так называемой объемной графики.
В 1920-е годы Петр Митурич в течение семи лет был видным преподавателем московского Вхутемаса, в числе таких выдающихся фигур отечественного цеха графиков, как Николай Купреянов, Павел Павлинов, Владимир Фаворский. Решительно призывая своих учеников к продуманной работе над рисунком, к применению сложного контура и энергичной штриховки, к отказу от тушевой затертой манеры, Митурич одновременно оттачивал собственные графические принципы, называя себя «суровым» или «действенным реалистом». В этот период окончательно формируется круг его излюбленных пластических мотивов в виде непритязательных пейзажных зарисовок с деревьями, домами, заборами, камерных портретов родных, друзей и знакомых.
Обладая резким бескомпромиссным характером, Петр Митурич с 1930-х годов и практически до конца жизни оказывается за бортом официального советского искусства. Постепенно усиливая динамику раскованного подвижного штриха, словно отсылающего зрителя к образу обманчиво простых линейно-пружинных сплетений, он неизменно совершенствует бесспорную уникальность собственного графического высказывания. Именно его нерушимая гуманистическая закваска оказалась способна к упругому отражению любых попыток советского официоза нивелировать и усреднить масштаб истинно свободной творческой единицы, настоящим олицетворением которой был Петр Митурич.
Подробнее на http://grosartgallery.com/
Очередной международный выставочный проект Азербайджанского музея ковра (Баку, пр-т Микаила Усейнова, д. 28) открывает новую страницу в истории музейного дела в стране. В течение всего февраля Министерство культуры Азербайджана, Азербайджанский музей ковра и группа компаний Azersun Holding при поддержке молодежной организации «Волонтеры ASAN» и Британского совета, а также информационной поддержке ASAN Radio представляют совместный азербайджано-турецкий выставочный проект «Прикосновение к истории и традициям», рассчитанный на слабовидящих и незрячих посетителей. В его основу легла передвижная выставка турецкой общественной организации GEA Arama Kurtarma Ekoloji ve İnsani Yardim, имевшая большой успех в Турции и других странах.
Исходная экспозиция состоит из 15 предметов — копий экспонатов из разных музеев мира: слепки, гипсовые миниатюры, небольшие бюсты древнегреческих философов и мифических героев. Азербайджанский музей ковра дополнил их оригинальной частью экспозиции, в которую вошли предметы, специально изготовленные для выставки ткачами из музейного отдела традиционных технологий. Это миниатюрные образцы ворсовых ковров, а также всех разновидностей безворсовых: паласа, килима, шедде, зили. Разницу в плетении, характерную для каждой разновидности ковров, слабовидящие и незрячие посетители смогут оценить тактильным способом. Кроме того, ко всем экспонатам прилагаются аудиозаписи и материалы, написанные шрифтом Брайля, то и другое на азербайджанском и английском языках.
В рамках выставки будут организованы мастер-классы для слабовидящих и незрячих по ткачеству ворсовых и безворсовых ковров, а также по макраме.
Подробнее на https://azcarpetmuseum.az/front/ru
По материалам пресс-релизов.