Последние несколько лет территория и павильоны знаменитой выставки народного хозяйства переживают масштабные преобразования. В процессе многие здания обретают новых владельцев — зачастую ими становятся музейные учреждения. Всего Министерство культуры РФ и руководство ВДНХ обещали открыть здесь полтора десятка музеев. Некоторые из них сугубо технические или промышленные, другие можно назвать историческими и научными. Мы же решили сосредоточиться на близкой нам теме — искусстве.
«Гараж» в феврале открыл на ВДНХ свои мастерские и арт-резиденции. Они разместились в павильоне «Школа на 280 учащихся» 1939 года постройки, переданном музею в 2017 году. Тогда же началась его реконструкция, которой занималось архитектурное бюро Form. В итоге получилось 18 отдельных рабочих пространств, общая мастерская и покрасочная. Часть помещений займут художники из Москвы, другую их коллеги из регионов, а чуть позже и иностранные авторы.
Павильон № 13 «Здравоохранение» (бывший «Армянская ССР») вначале передавали Музею Востока как фондохранилище взамен храма Илии Пророка на Воронцовом поле, откуда он должен вывезти свои коллекции до конца лета этого года. Но параллельно этому Музей Востока обогатился новым филиалом — Музеем Рерихов. Осенью 2018 года в павильоне открылась большая выставка Николая и Святослава Рерихов, потом было объявлено, что усадьба Лопухиных на Волхонке, где обитал музей, закрывается на реставрацию на неизвестный срок. В итоге в апреле 2019 года Музей Рерихов откроется на ВДНХ на постоянной основе. Как рассказал нашему изданию директор Музея Востока Александр Седов, теперь места под фондохранилище опять не хватает и перед министерством этот вопрос поставлен. Возможно, им повезет получить просторное помещение по соседству?
Музей, долгое время после выселения из Киноцентра не имевший пространства для зрителей, наконец в декабре 2016 года — надеемся, что надолго, — поселился в павильоне № 36 «Водное хозяйство». Сейчас здесь проводятся показы актуальных фильмов по весьма гуманным ценам, разнообразные выставки и работает кинолекторий. А в конце прошлого года открылась новая экспозиция — «Кабинет Сергея Эйзенштейна», взамен научно-мемориального кабинета режиссера, выселенного из квартиры на Смоленской улице, где он располагался с 1965 года.
Музейный центр, открытый в 2010 году в новодельном основании знаменитой скульптуры Веры Мухиной, первоначально принадлежал объединению «Манеж», а с 2017 года формально относится к Московскому центру внедрения достижений науки и техники (МЦВДНТ) «Москва», который делает с ВДНХ совместные проекты. Пока же в павильоне проходят весьма любопытные выставки программы «Резидент» с участием региональных и московских музеев. До марта здесь, например, гастролируют Самарский художественный музей с произведениями Аристарха Лентулова, Ильи Репина и Василия Сурикова на выставке «Главные герои» и московский Музей Булгакова с проектом «Явление героя. В поисках Михаила Булгакова», а до этого лучшие произведения из своего собрания показывал Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Пока у музея знаменитого историка моды и телеведущего Александра Васильева нет постоянного пространства, и избранные вещи из его обширной коллекции показывают на серии выставок в павильоне № 16 «Гидрометеорология». Сейчас это «Гламур 80-х», переосмыслением которого занимаются современные дизайнеры, а зрители могут увидеть одежду и аксессуары того времени от Balmain, Chanel, Christian Dior, Givenchy и других домов моды. Пока рано говорить о том, что предметы из частного Фонда Александра Васильева получат на ВДНХ постоянную прописку, но почему бы и не помечтать?
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» заехал в павильон № 66 «Советская культура» (бывший «Узбекская ССР») в апреле 2016 года. Первой выставкой там стала резонансная «Всегда современное. Искусство XX–XXI веков», на которой авангард соединили с «суровым стилем» и современным искусством. При этом сразу сообщалось, что здание вскоре поставят на реставрацию и что пока неизвестно, продолжит ли РОСИЗО устраивать выставки после ее окончания. Впрочем, еще в одном представительстве музейно-выставочного центра — павильоне «Книги» — жизнь кипит: здесь знакомят с новинками издательств и читают лекции, сейчас — о моде ХХ века.
Политех — музейный старожил ВДНХ, заехавший сюда вскоре после начала реконструкции исторического здания на Лубянке. Свою постоянную экспозицию «Россия делает сама» музей открыл в 2014 году в павильоне № 26 «Транспорт ССР» (бывший «Земледелие»). Другие экспонаты сейчас показывают в формате открытого хранения в технополисе «Москва», там же работает музейная библиотека. Предполагается, что Политех сохранит за собой пространство на ВДНХ и после возвращения в здание в центре города, сроки открытия которого неоднократно переносились (сейчас речь идет о 2020 годе).
В апреле 2018 года этот дорогостоящий научно-технический проект с настоящими космическими аппаратами и их макетами открылся в павильоне № 32–34 «Космос». Туда с других площадок ВДНХ переехали и итоговые выставки конкурсного проекта «Взлет» — инициатива ориентирована на открытие новых имен и поддержку молодых профессионалов, занимающихся современной культурой. Сейчас организаторы конкурса ждут заявок от молодых художников по направлениям «Мода», «Фотография», «Искусство», «Art & Science» и «Видеоарт», их курируют, в частности, фотограф Игорь Мухин и руководитель отдела новых медиа ГМИИ им. А.С.Пушкина Ольга Шишко.
Самый главный из павильонов ВДНХ. Во время реставрации тут был обнаружен масштабный горельеф Евгения Вучетича 1954 года «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!», восстановление которого стало частью основного проекта Московской биеннале современного искусства 2015 года. Затем здесь повторили триумфальный проект лондонского Музея науки «Космонавты. Рождение космической эры», который готовился более трех лет и впервые в таком объеме представил за рубежом достижения советской и российской космической отрасли. В этом году реставрационные работы в павильоне продолжатся — вероятно, после их завершения это выигрышное пространство примет еще не один интересный проект.