18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Что общего у Пауля Клее и Эмиля Нольде

№70
Материал из газеты

Двух непохожих художников, которых объединяла дружба, сравнивают в Берне

Два, казалось, очень разных художника — экспрессионист Эмиль Нольде (1867–1956) и визионер Пауль Клее (1879–1940) — были не только современниками, но и друзьями, общение которых продолжалось до смерти Клее. В 1920–1930-е они даже выставлялись вместе и коллекционировали работы друг друга. Дальше их пути кардинально разошлись. Клее с приходом к власти нацистов в 1933 году эмигрировал в Швейцарию. Нольде же встретил новый режим с энтузиазмом, что не спасло его от нацистского клейма «дегенеративного художника» и запрета на профессию. Художник уехал в уеди­ненное местечко Зеебюле на юге Германии, где писал акварели, закапывая их затем в землю. Всего он их написал 1,3 тыс., не без горькой иронии назвав эту серию «Ненаписанными картинами». «Нольде и Клее действительно разные художники, но вдумчивый зритель увидит и то, что их объединяет, — интерес к гротеску, фантазийным призракам, первобытному и неевропейскому искусству», — считает куратор выставки Фабьенн Эггельхёфер. Всего на выставке 170 работ, в том числе листы из «Ненаписанных картин» и редко выставляемые работы, созданные под впечатлением от путешествия на Новую Гвинею в 1913 году, — «Трофеи дикарей», «Экзотические фигуры (фетиши)».  

Берн, Центр Пауля Клее
Эмиль Нольде
До 3 марта
www.zpk.org

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+