18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

«Флора» Франческо Мельци снова расцвела

№70
Материал из газеты

Завершена реставрация одной из самых известных картин в собрании Эрмитажа и одной из самых загадочных работ эпохи Ренессанса

Решение о реставрации работы одного из любимых учеников Леонардо да Винчи было принято в Эрмитаже два года назад. Как рассказал нашей газете Виктор Коробов, заведующий лабораторией научной реставрации станковой живописи, «Флора» находилась в удовлетворительном состоянии, но плотный слой старого лака искажал авторский колорит и скрывал многие детали фона. «Мы сделали небольшие пробные раскрытия в четырех местах и установили, что подлинные цвета намного ярче и холоднее того, что было видно через лак, — говорит Коробов. — Исследования в инфракрасном свете показали, что весь фон за центральной фигурой был прописан, чего почти не видели зрители».

«Флора» — одна из самых известных картин в собрании музея. И одна из самых загадочных работ эпохи Ренессанса. В коллекцию императорского Эрмитажа она попала в 1850 году как «Джоконда», приписываемая Леонардо да Винчи; ее приобрели на аукционе нидерландского короля Вильгельма II в Гааге за 40 тыс. флоринов. Поздние исследования доказали, что, скорее всего, работа принадлежит кисти Франческо Мельци. Изменилось и ее название, сейчас картина называется «Флора» — так в мифологии звали супругу бога западного ветра Зефира, мать всех растений, которая питает и дает жизнь. Ее часто изображали с обнаженной грудью. Иногда встречается и другое название — «Коломбина»: в руках женщины — цветок аквилегии (водосбора), в Европе называемой «коломбина». 

Тогда же, в XIX веке, картину перевели с доски на холст: старое дерево не могло сохранить уникальную живопись. По словам Коробова, исследования показали, что в ходе предыдущих реставраций был подправлен контур лица. А еще — что первоначально фигура была изображена без одежды, и только в процессе работы добавились платье и плащ. И что обильные узоры на платье появились значительно позже, ранний узор был проще и легче. «Думаю, художник первоначально написал ее обнаженной, потому что искал форму фигуры, — рассказала Татьяна Кустодиева, ведущий научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства. — А вот когда появился новый узор на ткани, установить сейчас невозможно. Вообще, Франческо Мельци — один из самых загадочных художников своего времени. Есть только две достоверные его работы — рисунок и подписной портрет. Что касается нашей „Флоры“ и берлинских „Вертумна и Помоны“ — они традиционно приписываются ему, но однозначных подтверждений авторства Мельци нет. Он — один из любимейших учеников Леонардо да Винчи, а по существу фантом, как и многие ученики Леонардо, в частности Салаи».

В ходе реставрации, выполненной Марией Шулеповой, были удалены слои старого лака, что позволило открыть яркие цвета одежды и многочисленные детали фона: стены грота, мох, пышную растительность. Теперь зрители смогут увидеть шедевр во всем его блеске. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+