Получить кредит под залог любимой картины, даже не снимая ее со стены — это ли не мечта коллекционера, которому срочно понадобились средства для нужд бизнеса… или покупки новой картины? Данные за 2018 год еще не опубликованы, но в 2017-м, согласно отчету Deloitte и ArtTactic, общая сумма ссуд, выданных под залог искусства, была огромной — от $17 млрд до $20 млрд.
«Вы, может быть, удивитесь, но многие американские коллекционеры из топ-200 Artnews берут кредиты под залог произведений из своей коллекции», — говорит Ивен Бирд, возглавляющий в банке US Trust отдел связанных с искусством услуг. Один только этот банк выдал кредитов под залог искусства на целых $6,7 млрд. Аналогичные кредитные портфели некоторых других банков вроде Citi и JP Morgan также достигают миллиардов долларов. Аукционные дома тоже охотно одалживают деньги под залог произведений искусства (у лидера рынка Sotheby’s на эти цели есть резерв в $1,1 млрд).
Точные данные получить трудно, однако, по оценкам ряда игроков рынка, основной объем — более 80% — кредитов под залог искусства приходится на США. Этот сектор активно развивается. «Быть может, самым важным фактором роста служит сдвиг, происходящий в мировоззрении коллекционеров, которые раньше относились к искусству исключительно как к хобби, а теперь рассматривают его как стратегический актив», — считает Ивен Бирд.
«Размеры займов растут, — говорит глава отдела арт-консультирования и финансов Citi Private Bank Сьюзен Дьёрдь. — Десять — пятнадцать лет назад объем типичной кредитной услуги под залог искусства составлял несколько десятков миллионов, сегодня же все чаще речь идет о сотнях миллионов». Она добавляет, что «подобный бизнес стремительно растет и на рынках Азии и Латинской Америки».
Практически все эти компании выдают ссуды размером в 40–50% оценочной стоимости произведения, при этом некоторые удерживают его у себя, а некоторые нет. В США кредиторы для защиты своих интересов заполняют публичные оповещения о выдаче ссуды под залог, принятые в соответствии с Единообразным торговым кодексом (UCC-1). При этом заемщик может не отдавать произведение искусства кредитору.
В странах, где подобная система отсутствует, кредиторы, как правило, предпочитают удерживать искусство до полной выплаты ссуды.
Оповещения UCC-1 находятся в открытом доступе. Изучив их, можно обнаружить, что турецкий трейдер Йоми Родрик, к примеру, взял ссуду под залог девяти работ таких художников, как Жан Дюбюффе, Ансельм Кифер, Такаси Мураками и Рудольф Штингель. Omanut Holdings взяла у TPC Art Finance кредит под залог 25 произведений, в число которых вошли работы Марка Гротьяна, Кита Харинга и KAWS. Среди заемщиков можно встретить и крупные галереи, в том числе Gagosian, Kasmin и Pace.
Размер процентной ставки варьируется очень сильно и зависит от ряда факторов. На одном конце спектра находятся частные банки, которые могут предложить очень выгодные расценки — начиная с 4–6% — своим клиентам, у которых есть другие активы помимо искусства; некоторые дают ссуды только от $5 млн и выше на срок не менее года. Кроме того, большинство кредиторов предпочитают давать ссуды под обеспечение коллекции, а не одного произведения искусства.
Существуют такие специализированные кредитные организации, как TPC, Falcon Fine Art и Emigrant, процентная ставка у которых чаще составляет около 7–9%. Небанковские кредиторы вроде Sotheby’s дают ссуды в размере до 60% нижнего эстимейта приблизительно под 8%, но делают это, как правило, при условии, что впоследствии работа будет выставлена на торги.
На другом конце этого спектра находятся кредиторы, выдающие краткосрочные кредиты на меньшие суммы. Как пример — фирма Borro с представительствами в Лондоне, Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, которая может выдать ссуду всего на £100 тыс. на три месяца, но со ставкой от 1 до 2,5% в месяц.
Ульяна Доброва
Руководитель отдела оценки произведений искусства НИНЭ им. П.М.Третьякова
В России кредиты под залог искусства всегда были редкостью, а после кризиса 2008 года, когда цены на арт-рынке сильно упали, эта практика почти сошла на нет. Если их и выдают, то по индивидуальной договоренности постоянным клиентам, имеющим хорошие отношения с менеджментом банка. Условия примерно такие же, как за рубежом: за произведение можно получить 50% от оценочной стоимости. При этом в залог принимают только дорогостоящие работы. Размер кредита составляет не менее $250 тыс., то есть сама вещь должна стоить не менее полумиллиона. В 2005 году открылся банк «Новый символ», созданный специально для того, чтобы давать кредиты под залог искусства. У него было неплохое хранилище для произведений (банк лишен лицензии в 2017 году. — TANR). В России такие кредиты очень рискованны для банков. Основной риск — потеря ликвидности.